Комфорт по расписанию. Проливаем свет на реакцию людей по поводу деятельности энергетиков
На прошедшей пресс-конференции, посвященной пролонгации мероприятий по «повышению надежности электроснабжения Дагестана» до конца зимы, профильный министр во всех подробностях рассказал республиканским журналистам о том, как удалось добиться финансирования этих работ.
Ликбез был неуместен: незачем было говорить об этом людям, которые еще в середине августа прошлого года растиражировали участие Главы Дагестана в заседании Госсовета. Как и при каких обстоятельствах энергетики получили средства, весь Дагестан знает уже полгода – ровно столько, сколько длятся мероприятия по «повышению надежности».
Мы не зря акцентируем внимание на этой формулировке и закавычиваем ее. То есть о гарантийном и бесперебойном обеспечении речи не идет. Что удручает куда больше, надежность электроснабжения стала еще безнадежнее с тех самых пор, как ее стали повышать. Несмотря на заверения энергетиков о важности для всех потребителей проводимых работ, отключения света проходят не по графику, более того, беспричинно (если подразумевать стандартные пояснения: неблагоприятные погодные условия).
Сразу поясним: никакого отношения наши претензии к простым работягам, впахивающим в сумасшедшую жару и лютый холод в нечеловеческих условиях, не имеют. Честь, хвала и огромное спасибо им за всё, что они делают для таких же простых людей! Под «энергетиками» следует понимать исключительно лиц, имеющих прямой доступ к финансовым инструментам и планированию работ.
Невиноватые мы
Под конец прошлого года редакция «ДП» по просьбе читателей направила запрос генеральному директору ПАО «Россети Северный Кавказ» Роману Левченко. Пояснили следующее: «Дагестанская правда» готовит материал о состоянии и перспективах развития электроснабжения республики. В связи с этим просим Вас проинформировать:
– какие финансовые средства были потрачены на развитие электросетевого комплекса республики в целом и города Махачкалы в частности за последние 5 лет;
– как реализованные мероприятия повлияли на улучшение ситуации в сфере электроснабжения потребителей республики и столицы региона;
– какие средства и какие мероприятия запланированы на самое ближайшее время для бесперебойной подачи электричества в Дагестане».
В ответе за подписью исполняющего обязанности заместителя директора – главного инженера «Дагэнерго» А. Калаушина компания предсказуемо предпочла не замечать главного вопроса – где деньги, выделенные ранее, и на что их тратили, «повышая надежность». Вместо этого начали и закончили тем, сколько кто задолжал, пожаловались на бесконечную непогоду, бесхозяйные объекты и майнеров. Знакомо до боли.
По поводу непогоды: любые условия наши энергетики считают неблагоприятными. Даже полный штиль и безоблачное небо, отсутствие осадков, высоких или низких температур операторы «горячей линии» «Россетей» называют «неблагоприятными погодными условиями», обесточившими потребителей.
Что касается майнеров. Обращение к «фермерам» с просьбой отключить оборудование на период холодов, с которым на днях обратилось «Дагэнерго»… Как бы это сказать? Это всё равно что попросить солнце не светить жарко, дождь не лить стеной, а ветер навсегда угомониться. Словом, всё это сильно указывает на безысходность. Но не на такую печальную перспективу надеются люди, по полгода живущие в условиях средневековья. Самое грустное: тем самым нам дают понять, что у майнеров-то электричество есть постоянно.
Контроля нет. Обратной связи – тоже
Как мы неоднократно заявляли, за всеми проводимыми работами необходим жесточайший контроль, поскольку кредит доверия к энергетикам давно исчерпан. Еще в начале осени, после обесточенного лета, они нас заверяли в том, что все проводимые мероприятия послужат гарантом того, что зиму «граждане потребители», как нас любезно назвали в Минэнерго, проведут в комфортных условиях. Во что обернулись эти обещания, хорошо известно: появилась новая отговорка – невовремя поступившее финансирование.
«Откладывать проведение дополнительных работ было нельзя, ведь износ сетей составляет порядка 75 %. А это значит, что в период пиковых нагрузок в холодное время были бы массовые отключения электроэнергии. Такое уже наблюдалось летом минувшего года», – пишет пресс-служба Минэнерго Дагестана… Если там не в курсе, сообщаем, что пиковые нагрузки и холодное время года наступили, как и массовые отключения, что говорит о безрезультатности дополнительных работ.
В октябре прошлого года в том же министерстве заявили, что «подготовка к холодам идет полным ходом». Только вот в наступившие холода подавляющая часть махачкалинцев кукует без света дни напролет, в ряде районов ситуация с веерными отключениями не лучше.
Осенние мероприятии перекинулись на декабрь, в конце которого на энергетической пытке должны были поставить крест. Следом пошли заверения в том, что в новогодние выходные плановых отключений не будет. Жили эти обещания ровно до 4 января наступившего года. После «граждан потребителей» порадовали работами, которые продлятся всю зиму. Так в чем заключалась подготовка к холодам, что «шла полным ходом»?!
Тут стоит вернуться к вопросу об отсутствии контроля за действиями энергетиков. В данном случае, на что мы также указывали неоднократно, необходим общественный контроль тех самых граждан потребителей. Некоторым из нас все равно нечем заняться в обесточенных домах, с удовольствием проведем время на свежем воздухе, наблюдая за конкретными, повышающими надежность мероприятиями. Все лучше, чем сидеть без света, воды и отопления.
Помнится, в социальных сетях замену лампочек на столбах освещения сопровождали качественным видео во всех подробностях: где, кто, как и почему. Тотальные работы, которые, как нас убеждают, проводятся на данном этапе, ограничиваются пояснениями, в которых фигурирует слово «фидер». Какие именно участки города/района он обслуживает – поди разбери.
Что касается качества проводимых работ. Энергетики знали бы мнение о них, если бы наладили обратную связь с людьми, в чем заверяют, но по факту ее как не было, так и нет. ТГ-канал «Дагэнерго» предпочитает не выслушивать «лестные» отзывы потребителей – комментарии на странице отключены. Минэнерго в той же социальной сети если и отвечает, то ограничивается, как правило, передачами заявок по отключениям в соответствующие службы. Дозвониться до Бога куда проще, чем в диспетчерские службы. Это факт, как бы ни уверяли энергетики руководство республики в обратном. Только чтобы знать об этом, нужны комментарии реальных людей.
Ознакомимся с некоторыми из них. «Мои прищепки крепче, чем ваши столбы. Всю ночь на ветру держали на веревке одежду». «В доме ни света, ни газа. Четверо детей, один из них – годовалый инвалид. Ни покормить, ни приготовить. Даже чайник не согреть, чтобы сделать смесь». «Сколько еще вы будете просить с пониманием отнестись к временным неудобствам? Вы сделали эти неудобства постоянными». «Все лето просидели без света, продукты портились, техника горела, сердечники еле выживали… Сколько еще будете издеваться?»…
В итоге
Складывается ощущение, что руководство Дагестана откровенно подставляют. Деньги Меликов добыл. Еще раз: знаем, чего ему это стоило, так что рассказывать нам об этом не было нужды.
Недовольство людей, которые верили, что прошлогодним мучениям придет конец, только усиливается. Что вполне логично, учитывая отсутствие эффекта от работ, проводимых уже почти полгода в одних и тех же местах. Более того, в ряде случаев ситуация только ухудшается.
Тут вот какая аналогия напрашивается. Лечащий врач делает назначение, выписывает бесплатно дорогостоящее лекарство, а медсестра пичкает больного онкологией аспирином… Врачу такую медсестру от больного нужно гнать, пока тот вконец не загнулся. А скоро лето, которое обязательно будет аномально жарким. И больной подозревает, что ему очень сильно поплохеет после такого аспирина.