Контроль в сфере несостоятельности (банкротства)
Одним из механизмов контроля в сфере несостоятельности (банкротства) за исполнением арбитражными управляющими своих профессиональных обязанностей и в сфере деятельности саморегулируемых организаций со стороны исполнительных органов государственной власти является реализация Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии своих полномочий.
В процессе несостоятельности государство выступает как субъект публично-правовых отношений. Прежде всего это проявляется в том, что государство контролирует процесс банкротства.
Контролирующие полномочия государства в сфере банкротства, то есть функции контроля за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, за соблюдением ими федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, возложены на Федеральную регистрационную службу (далее — ФРС), которая в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации №52 от 03.02.2005 г. и №451 от 12.06.2008 г. является регулирующим органом, не выступающим в деле о банкротстве.
В соответствии с общим положением Управление ФРС по РД проводит проверки саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее — СРО АУ), их представительств, находящихся на подведомственной территории. Это одно из значимых направлений деятельности управления, так как по итогам проведения таких проверок в случае выявления существенных нарушений в деятельности саморегулируемых организаций, служба наделена правом на обращение в соответствующий арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Еще одной из наиболее важных функций управления является контроль и оценка профессиональной деятельности арбитражных управляющих на соответствие действующему законодательству. Контроль осуществляется исключительно с правовых позиций.
С момента утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего его полномочия включают в себя ряд функций, определенных законодательством о банкротстве. При проведении процедуры банкротства он обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Деятельность арбитражных управляющих в силу своей специфики достаточно часто не удовлетворяет в полной мере требования всех заинтересованных лиц, поэтому как и в регулирующий орган, так и в саморегулируемые организации, поступают многочисленные жалобы, указывающие на неправомерные действия арбитражных управляющих, утвержденных арбитражными судами на процедуры банкротства.
Как показывает практика, все жалобы и обращения, указывающие на неправомерные действия (бездействие) арбитражных управляющих, рассматриваются должностными лицами Управления ФРС по РД в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством. При получении управлением сообщения, не содержащего сведений о неправомерных действиях арбитражного управляющего, указанное сообщение направляется в СРО АУ для проведения проверки в порядке, установленном правилами проведения СРО АУ проверки деятельности своих членов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 г. №366. В данном случае ответ заявителю дает СРО АУ, но регулирующему органу саморегулируемыми организациями направляются сведения о результатах документальных проверок деятельности арбитражных управляющих. Рассматривая жалобы и обращения по существу их доводов, в случае выявления нарушений законодательства о банкротстве, регулирующим органом принимаются меры воздействия к арбитражному управляющему, в том числе административного характера.
Наиболее распространенной мерой ответственности были и остаются административные штрафы. Назначение наказания в виде дисквалификации позволяет не только освободиться от некомпетентных лиц, но и оказывает заметное дисциплинирующее воздействие на сообщество арбитражных управляющих и позволяет в большей степени, нежели штраф, заставить арбитражных управляющих исполнять и уважать закон.
Анализируя материалы о ходе процедур банкротства, возбужденных в отношении предприятий-должников, расположенных в Республике Дагестан, можно сделать выводы, что наиболее частыми нарушениями в деятельности арбитражных управляющих являются: непредставление собранию кредиторов отчета о своей деятельности и об использовании денежных средств предприятий-должников, непредставление информации о финансовой деятельности должника, нарушение очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам и т.д.
По имеющимся материалам, содержащим информацию, указывающую на наличие события административного правонарушения, на основании результатов проверок арбитражных управляющих должностными лицами управления только в 2008 году составлено 11 протоколов об административных правонарушениях и 13 протоколов за 10 месяцев 2009 года.
По итогам рассмотрения заявлений и протоколов о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности арбитражными судами и мировыми судьями признаны виновными в совершении административного правонарушения 48 арбитражных управляющих, осуществляющих свою деятельность в Республике Дагестан.
Управление участвует в организации подготовки арбитражных управляющих и принятии теоретического экзамена и выдает арбитражным управляющим свидетельства установленного образца о сдаче теоретического экзамена.
На территории республики обучение арбитражных управляющих по единой программе подготовки осуществляет Российско-правовая академия Министерства юстиции (Северо-Кавказский филиал).
В целях выявления и пресечения административных правонарушений в сфере несостоятельности (банкротства) управлением были заключены соглашения о взаимодействии с Управлением Федеральной службой судебных приставов по Республике Дагестан, Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан, Управлением Министерства внутренних дел по Республике Дагестан.