X
08:58 20.06.2024

Коридор для товаров

Ахмед Ахмедов
Выпуск - 2024 № 87
28

В Дербенте российские, азербайджанские и иранские дипломаты и специалисты на трехстороннем заседании обсудили вопросы сотрудничества в рамках развития международного транспортного коридора «Север–Юг».

Всего в заседании участвовали 27 экспертов, по 9 человек с каждой стороны. Российскую делегацию возглавил директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Сергей Семенов. В делегацию также вошли представители Минэкономразвития РФ, Федеральной таможенной службы РФ, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Правительство РД на заседании представили вице-премьер Ризван Газимагомедов, заместитель министра экономики и территориального развития РД Шамиль Аммаев, руководитель МИД России в г. Махачкале Марат Османов, а также представители других заинтересованных министерств и ведомств республики.

Как было отмечено, российские власти рассчитывают на то, что коридор «Север–Юг» станет альтернативой Суэцкому каналу и позволит обеспечить сквозной маршрут реализации поставок как транзитом в Европу, так и из России в Персидский залив. Важнейший сухопутный участок коридора проходит по территориям России, Азербайджана и Ирана, сейчас основная часть перевозок осуществляется с помощью грузовых автомобилей. В ходе заседания представители Москвы, Тегерана и Баку договорились о создании рабочей группы по грузовым перевозкам.

«С иранской стороной договоренности о проведении этой встречи были достигнуты в феврале 2024 года во время проведения российско-иранской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству в Тегеране под председательством вице-премьера РФ Александра Новака и министра нефти Исламской республики Джавада Оуджи. А с азербайджанской стороной мы договорились в двустороннем порядке», – сообщил представитель Правительства Дагестана при торгпредстве РФ в Иране Андрей Танаев, который принял участие во встрече в составе российской делегации.

До проведения трехсторонних переговоров делегаты осмотрели пограничные и таможенные терминалы на российско-азербайджанской и азербайджано-иранской границах.

«На пункте пропуска «Яраг-Казмаляр» всё происходит по принципу одного окна – подали документы, в течение 30-40 минут их подготовили, выдали водителю, и он уехал», – рассказал Танаев и добавил, что от водителей получил только положительные отзывы на пункте пропуска.

Ранее фонд «Росконгресс» совместно с экспертами МГИМО подготовил информационно-аналитический дайджест «Коридор «Север – Юг»: новые возможности для внешней торговли России». В нем говорится, что МТК «Север – Юг» – масштабный международный проект по созданию мультимодального транспортного коридора, включающего железнодорожные, автомобильные, морские и речные пути, общей протяженностью 7200 км: от крупнейшего порта севера России Санкт-Петербурга до крупнейшего порта Индии Мумбаи. Уже сегодня МТК связывает север Европы со странами Персидского залива и Индийского океана через Россию, Кавказ и Центральную Азию и представляет собой набор различных исторических маршрутов, соединяющих части данного макрорегиона.

Согласно Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, а также Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года, МТК «Север – Юг» является одним из приоритетных направлений развития и важнейшим элементом внешнеторговой стратегии России.

Коридор, несмотря на существующие «узкие места», имеет ряд неоспоримых преимуществ. Инициатива его создания имеет долгую историю, однако обострение международно-политической конкуренции и санкционная эскалация последних лет добавляют аргументов в пользу ускорения существующих проектов вдоль пути и запуска новых. Завершение текущих инфраструктурных проектов по расшивке «узких мест» и инвестиции в развитие железнодорожной сети Ирана утвердит конкурентные преимущества коридора и перетянет грузы с альтернативных маршрутов.

«В перспективе коридор «Север – Юг» станет важнейшей частью транспортного каркаса Евразии. Соединяясь с большинством широтных евразийских транспортных маршрутов по направлению Восток – Запад (Китай – ЕС), в частности с евразийским транзитным маршрутом через Казахстан, Россию и Белоруссию, меридианный МТК «Север – Юг» может сыграть существенную роль в формировании «новой логистики» и восстановлении международных транспортно-логистических цепочек после шоков, вызванных разрывом традиционных цепочек поставок в 2022–2023 годах. Это обеспечит дальнейший рост взаимной торговли и укрепление отношений между Россией, Индией, Ираном, странами Центральной Азии и Ближнего Востока», – говорится в документе.

Похожие

Проект «Север – Юг»: импульс развития

19
Модернизация дорожной сети Республики Дагестан —...

Грузы пойдут в контейнерах

28
Какие имеются перспективы роста грузооборота между торговыми портами Махачкалы и Туркменбаши? В поисках ответа на этот вопрос в Доме Дружбы (Махачкала) прошла...

Контрабанда не пройдёт!

46
Для Дагестана сегодня сфера внешнеторговых отношений становится, пожалуй, ключевой в...

Статьи из «Экономика»

В поисках работы

6
Уровень безработицы в России в 2024 году снизился до рекордно низкого уровня. Однако в целом...

Инвестиционная динамика животноводства

1182
Последние два десятилетия Дагестан обозначил себя...

Рост по всем показателям

10
Экономика Дагестана, вопреки всем трудностям, продолжает демонстрировать устойчивый рост...

Составляющие успеха

164
В эти зимние дни дагестанские аграрии активно ведут полевые работы, занимаются ремонтом...

Новые инициативы и сотрудничество

54
Республиканский промышленный кластер «Город обувщиков»...

Полвека в профессии

101
На одной стене кабинета висит картина величественного аула Чоха с террасно взбирающимися по...

Таможня на страже границ

17
Примечательно, что реплика: «Я мзду не беру. Мне за державу обидно» из фильма «Белое солнце...

Кадры: с учётом новой реальности

15
В ушедшем уже году в своём Послании Федеральному...

Аквакультура на оптимизме

40
Дагестан располагает достаточно весомым водным фондом внутренних водоемов с...

Вода будет!

7
Есть вода! Так был озаглавлен материал, опубликованный в предыдущем номере «Дагестанской...

Инвестиции в будущее страны

11
Несмотря на стремительный рост индивидуальных автомобилей, потребность в общественном...