X
08:58 20.06.2024

Коридор для товаров

Ахмед Ахмедов
Выпуск - 2024 № 87
26

В Дербенте российские, азербайджанские и иранские дипломаты и специалисты на трехстороннем заседании обсудили вопросы сотрудничества в рамках развития международного транспортного коридора «Север–Юг».

Всего в заседании участвовали 27 экспертов, по 9 человек с каждой стороны. Российскую делегацию возглавил директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Сергей Семенов. В делегацию также вошли представители Минэкономразвития РФ, Федеральной таможенной службы РФ, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Правительство РД на заседании представили вице-премьер Ризван Газимагомедов, заместитель министра экономики и территориального развития РД Шамиль Аммаев, руководитель МИД России в г. Махачкале Марат Османов, а также представители других заинтересованных министерств и ведомств республики.

Как было отмечено, российские власти рассчитывают на то, что коридор «Север–Юг» станет альтернативой Суэцкому каналу и позволит обеспечить сквозной маршрут реализации поставок как транзитом в Европу, так и из России в Персидский залив. Важнейший сухопутный участок коридора проходит по территориям России, Азербайджана и Ирана, сейчас основная часть перевозок осуществляется с помощью грузовых автомобилей. В ходе заседания представители Москвы, Тегерана и Баку договорились о создании рабочей группы по грузовым перевозкам.

«С иранской стороной договоренности о проведении этой встречи были достигнуты в феврале 2024 года во время проведения российско-иранской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству в Тегеране под председательством вице-премьера РФ Александра Новака и министра нефти Исламской республики Джавада Оуджи. А с азербайджанской стороной мы договорились в двустороннем порядке», – сообщил представитель Правительства Дагестана при торгпредстве РФ в Иране Андрей Танаев, который принял участие во встрече в составе российской делегации.

До проведения трехсторонних переговоров делегаты осмотрели пограничные и таможенные терминалы на российско-азербайджанской и азербайджано-иранской границах.

«На пункте пропуска «Яраг-Казмаляр» всё происходит по принципу одного окна – подали документы, в течение 30-40 минут их подготовили, выдали водителю, и он уехал», – рассказал Танаев и добавил, что от водителей получил только положительные отзывы на пункте пропуска.

Ранее фонд «Росконгресс» совместно с экспертами МГИМО подготовил информационно-аналитический дайджест «Коридор «Север – Юг»: новые возможности для внешней торговли России». В нем говорится, что МТК «Север – Юг» – масштабный международный проект по созданию мультимодального транспортного коридора, включающего железнодорожные, автомобильные, морские и речные пути, общей протяженностью 7200 км: от крупнейшего порта севера России Санкт-Петербурга до крупнейшего порта Индии Мумбаи. Уже сегодня МТК связывает север Европы со странами Персидского залива и Индийского океана через Россию, Кавказ и Центральную Азию и представляет собой набор различных исторических маршрутов, соединяющих части данного макрорегиона.

Согласно Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, а также Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года, МТК «Север – Юг» является одним из приоритетных направлений развития и важнейшим элементом внешнеторговой стратегии России.

Коридор, несмотря на существующие «узкие места», имеет ряд неоспоримых преимуществ. Инициатива его создания имеет долгую историю, однако обострение международно-политической конкуренции и санкционная эскалация последних лет добавляют аргументов в пользу ускорения существующих проектов вдоль пути и запуска новых. Завершение текущих инфраструктурных проектов по расшивке «узких мест» и инвестиции в развитие железнодорожной сети Ирана утвердит конкурентные преимущества коридора и перетянет грузы с альтернативных маршрутов.

«В перспективе коридор «Север – Юг» станет важнейшей частью транспортного каркаса Евразии. Соединяясь с большинством широтных евразийских транспортных маршрутов по направлению Восток – Запад (Китай – ЕС), в частности с евразийским транзитным маршрутом через Казахстан, Россию и Белоруссию, меридианный МТК «Север – Юг» может сыграть существенную роль в формировании «новой логистики» и восстановлении международных транспортно-логистических цепочек после шоков, вызванных разрывом традиционных цепочек поставок в 2022–2023 годах. Это обеспечит дальнейший рост взаимной торговли и укрепление отношений между Россией, Индией, Ираном, странами Центральной Азии и Ближнего Востока», – говорится в документе.

Похожие

Проект «Север – Юг»: импульс развития

17
Модернизация дорожной сети Республики Дагестан —...

Грузы пойдут в контейнерах

28
Какие имеются перспективы роста грузооборота между торговыми портами Махачкалы и Туркменбаши? В поисках ответа на этот вопрос в Доме Дружбы (Махачкала) прошла...

Контрабанда не пройдёт!

46
Для Дагестана сегодня сфера внешнеторговых отношений становится, пожалуй, ключевой в...

Статьи из «Экономика»

Когда рекорд нежелателен…

25
Решение Центробанка РФ поднять ключевую ставку в октябре...

Аграрии Дагестана закладывают полезащитные полосы

94
В последние годы садоводы республики...

Теория + практика

11
Колледж архитектуры и строительства города Каспийска – одно из подшефных учебных...

Проблемы отрасли на контроле

11
Рутинные проблемы строительной отрасли, а также вопросы, определяющие перспективы ее...

Прокладываются дороги жизни

8
Дороги – это сама жизнь. Чтобы она была комфортной, нужно не только строить современные...

Вышли из «тени»

10
Зональная группа по увеличению доходной части бюджета и легализации теневого сектора экономики с участием представителей УФНС России по Республике Дагестан,...

Прокладываются дороги жизни

15
Дороги – это сама жизнь. Чтобы она была комфортной, нужно не только строить современные...

Востребованы жизнью

12
Сегодня экономика Дагестана даже в условиях многочисленных санкций коллективного Запада в...