Коридор для товаров
В Дербенте российские, азербайджанские и иранские дипломаты и специалисты на трехстороннем заседании обсудили вопросы сотрудничества в рамках развития международного транспортного коридора «Север–Юг».
Всего в заседании участвовали 27 экспертов, по 9 человек с каждой стороны. Российскую делегацию возглавил директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Сергей Семенов. В делегацию также вошли представители Минэкономразвития РФ, Федеральной таможенной службы РФ, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Правительство РД на заседании представили вице-премьер Ризван Газимагомедов, заместитель министра экономики и территориального развития РД Шамиль Аммаев, руководитель МИД России в г. Махачкале Марат Османов, а также представители других заинтересованных министерств и ведомств республики.
Как было отмечено, российские власти рассчитывают на то, что коридор «Север–Юг» станет альтернативой Суэцкому каналу и позволит обеспечить сквозной маршрут реализации поставок как транзитом в Европу, так и из России в Персидский залив. Важнейший сухопутный участок коридора проходит по территориям России, Азербайджана и Ирана, сейчас основная часть перевозок осуществляется с помощью грузовых автомобилей. В ходе заседания представители Москвы, Тегерана и Баку договорились о создании рабочей группы по грузовым перевозкам.
«С иранской стороной договоренности о проведении этой встречи были достигнуты в феврале 2024 года во время проведения российско-иранской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству в Тегеране под председательством вице-премьера РФ Александра Новака и министра нефти Исламской республики Джавада Оуджи. А с азербайджанской стороной мы договорились в двустороннем порядке», – сообщил представитель Правительства Дагестана при торгпредстве РФ в Иране Андрей Танаев, который принял участие во встрече в составе российской делегации.
До проведения трехсторонних переговоров делегаты осмотрели пограничные и таможенные терминалы на российско-азербайджанской и азербайджано-иранской границах.
«На пункте пропуска «Яраг-Казмаляр» всё происходит по принципу одного окна – подали документы, в течение 30-40 минут их подготовили, выдали водителю, и он уехал», – рассказал Танаев и добавил, что от водителей получил только положительные отзывы на пункте пропуска.
Ранее фонд «Росконгресс» совместно с экспертами МГИМО подготовил информационно-аналитический дайджест «Коридор «Север – Юг»: новые возможности для внешней торговли России». В нем говорится, что МТК «Север – Юг» – масштабный международный проект по созданию мультимодального транспортного коридора, включающего железнодорожные, автомобильные, морские и речные пути, общей протяженностью 7200 км: от крупнейшего порта севера России Санкт-Петербурга до крупнейшего порта Индии Мумбаи. Уже сегодня МТК связывает север Европы со странами Персидского залива и Индийского океана через Россию, Кавказ и Центральную Азию и представляет собой набор различных исторических маршрутов, соединяющих части данного макрорегиона.
Согласно Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, а также Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года, МТК «Север – Юг» является одним из приоритетных направлений развития и важнейшим элементом внешнеторговой стратегии России.
Коридор, несмотря на существующие «узкие места», имеет ряд неоспоримых преимуществ. Инициатива его создания имеет долгую историю, однако обострение международно-политической конкуренции и санкционная эскалация последних лет добавляют аргументов в пользу ускорения существующих проектов вдоль пути и запуска новых. Завершение текущих инфраструктурных проектов по расшивке «узких мест» и инвестиции в развитие железнодорожной сети Ирана утвердит конкурентные преимущества коридора и перетянет грузы с альтернативных маршрутов.
«В перспективе коридор «Север – Юг» станет важнейшей частью транспортного каркаса Евразии. Соединяясь с большинством широтных евразийских транспортных маршрутов по направлению Восток – Запад (Китай – ЕС), в частности с евразийским транзитным маршрутом через Казахстан, Россию и Белоруссию, меридианный МТК «Север – Юг» может сыграть существенную роль в формировании «новой логистики» и восстановлении международных транспортно-логистических цепочек после шоков, вызванных разрывом традиционных цепочек поставок в 2022–2023 годах. Это обеспечит дальнейший рост взаимной торговли и укрепление отношений между Россией, Индией, Ираном, странами Центральной Азии и Ближнего Востока», – говорится в документе.