Коррупция: параллельное пространство
Коррупция... Колючее, режущее слух слово. Правда, ныне оно мало кого коробит. Скорее его воспринимаешь как обыденность, как что-то такое, что существует в некоем параллельном пространстве, вызывает ощущение брезгливости, отстраненности от того, к чему относишься с предубеждением.
Неблагодарное это дело – обсуждать коррупцию, к которой причастен так или иначе каждый, если, например, рассуждать о том, что выражение благодарности иной раз выходит за рамки условных коньяков и рубашек, а приобретает другие, более усиленные в денежном эквиваленте подношения. Но и здесь сделка с совестью окрашена в нейтральные тона, когда не вымогают, но и не отказываются от того, что можно отнести к одному из видов благодарности. А если вспомнить кавказские традиции, так и вовсе становится неловко за «мелочные» рассуждения на эту тему. Другое дело, когда речь идет о многомиллиардных хищениях.
«На Руси воровали во все времена и сейчас воруют, истребить это невозможно», – вещают циничные прагматики. Действительно, как бороться с этим явлением, если духовное падение каждого мздоимца и казнокрада происходит столь стремительно, что он и сам не успевает сообразить, с какого момента у него началась деградация личности. Да, большие деньги – это искушение, и удержаться может не каждый. Но всякий проходит это испытание по-своему, решая для себя: безнравственно это или так устроен мир, ссылаясь на который, можно утверждать, что даже в самых благополучных государствах существует коррупция.
Как же удержаться, сохранив в себе то главное, что отличает мыслящую личность? Как не оказаться в той дурно пахнущей среде, где происходит душевная разруха, переоценка ценностей, а самое главное, когда перестаешь уважать собственное «я», позволявшее гордиться тем, что возвышенное и земное если и переплетались, то дополняли друг друга, а никак не довлели, не требовали лишать себя той внутренней свободы, что отличает людей с безупречной репутацией.
Да что там репутация, когда речь идет о хлебе насущном, возразят иные, для кого должность – источник дохода. И самый сильный аргумент – деньги не пахнут, когда речь идет о незаконном обогащении, материальных благах.
Но разве жизнь состоит только из мелкого, из того, что греет душу дорогим барахлом, огромным домом, обслугой? Нас ведь не так, кажется, воспитывали. А вот поди ж ты, слаб человек. Значит, был таким, казался честным, бескорыстным, а сидела в нем некая злая сила, что не давала покоя. И вот не выдержал, сорвался.
Можно ли преодолеть в себе жажду золотого тельца? На этот вопрос ответить сложно. Слишком велик раздрай в головах тех, кто сегодня не читает книг, не ходит в театры, а если и посещает, то видит там такое, что развращает сознание, выхолащивая из человеческой природы все то, что возвышает и очищает, заставляет быть духовнее, нравственнее. Да и откуда взяться человеку мыслящему, если всё, что его окружает, нацелено на обогащение любой ценой?
Включите телевизор и увидите такой набор бесовщины, кровожадной жестокости, что впору кричать караул, спасая молодое поколение от роковых ошибок, циничности, бездуховности. А ведь все начинается с малого – сохранения того ценного, что заложено в генном коде твоих предков, соотечественников, отличавшихся необыкновенной цельностью характера, чистотой помыслов, честностью.
Почему мы всё чаще говорим о том, что нравы современных дагестанцев отличны от традиций предков, придерживавшихся кодекса чести, достоинства, совести?
Да, жизнь нелегка, но разве она когда-нибудь была безмятежной? Могли же мы оставаться тем духовным светильником, от которого исходил необыкновенный свет надежды, веры в то, что человек должен оставаться чистым, незамутненным родником, берущим начало с невообразимой высоты ледников, куда даже могучие орлы, олицетворяющие Страну гор, не долетают.
Но как быть с тем, что контролирующие ведомства при проверках констатируют: «Выделяемые республике бюджетные средства рассматривались отдельными чиновниками лишь как источник личного обогащения»? За короткий срок более двухсот республиканских чиновников различного уровня были привлечены к уголовной ответственности. Выявлены случаи назначения на должности в органах власти по признакам родства, несоблюдения служащими установленных для них запретов и ограничений. Об участии в коммерческих организациях не сообщили семь заместителей министров, шесть советников высших должностных лиц, а также четырнадцать чиновников. Более ста семидесяти должностных лиц допустили грубые нарушения при представлении сведений о доходах и обязательствах имущественного характера. Коррупция проникла во все сферы общественных отношений и приобрела в республике системный характер.
Да, многое меняется в нашей действительности, и не в лучшую сторону. Так уж вышло, что старшее поколение не всегда может служить примером для тех, кто только обретает свое место в жизни. Но если мы говорим о преемственности поколений, сохранении уклада жизни, устоев традиционного Дагестана, всего того, что составляло основу дагестанского воспитания, то стоит вспомнить о том, что возможно воспитание не только трудом, но и внушением, что только незапятнанное имя может вызывать уважение земляков и всех тех, с кем тебя сведет судьба.
А ведь это важно, когда о твоей республике говорят, что здесь живут особые люди, для которых заветы предков – это не нечто отдаленное, прописанное в древних манускриптах, а то настоящее, что позволяет современному дагестанцу гордиться своим происхождением, своим родом, исчисляющим века, а главное – добрым именем, данным тебе от рождения.