Кто повышает цены на морковь?
В России уже которую неделю бурлят морковные страсти. Люди возмущаются, что наш традиционный овощ стоит дороже заморских бананов. Например, жители регионов жалуются, что морковь у них стоит 139 рублей, а бананы – всего 59.
И люди не могут понять, как такое возможно. Находят разные причины повышения цен, а также определяют конкретных виновных. Нередко в этом обвиняют органы власти, обязанные контролировать цены и не допускать их чрезмерного роста. А некоторые считают, что это сами производители повышают цены.
Даже Президента Владимира Путина спросили во время прямой линии о повышении цен на морковь. Тем не менее страсти не улеглись, и в СМИ продолжают выяснять причины такого резкого повышения цен.
Как на федеральном, так и на региональном уровнях представители власти выдвигают версию, что своего урожая у нас не хватает и некоторые товары приходится завозить из-за границы, что логически отражается на ценах розничных.
Основные причины подорожания моркови во многих регионах власти объясняют низкой урожайностью в 2020 году и сезонное увеличение цен связывают также с затратами на хранение овощей. Плюс к этому играет роль предпродажная подготовка: мытье и фасовка, как объясняют чиновники агропромышленного комплекса. Более продвинутые из них выявили целую систему факторов, влияющих на повышение цен в 2021 году.
По их мнению, таковыми являются нестабильная экономическая ситуация в России и мире; неустойчивость курсов мировых валют; увеличение расходов на удобрения, горюче-смазочные материалы и запасные части для техники; рост тарифов на услуги ЖКХ.
Однако по результатам наших исследований не всё так однозначно, как это выдают нам чиновники агросектора. Цены и после реагирования Президента В. Путина продолжали расти. Не помогло даже то, что в некоторых регионах при ручном губернаторском управлении цены на морковь не поддавались контролю. Например, по данным статотчетов регионов, стоимость моркови выросла в среднем еще на 16% и составила 93 рубля.
Мы решили во всем это разобраться самостоятельно. В результате нашего расследования вырисовывается такая картина, о чём поведали нам Яндекс и Гугл. Вбиваем в поисковике фразу: «морковь оптом» и проверяем оптовые цены в нескольких регионах. Морковь оптом в Московской области стоит 14 рублей за килограмм. Другая цена: морковь оптом от КФХ – цена 11 рублей. Морковь «каскад» стоит 9 рублей. Морковь мытая – 15 рублей за килограмм. Как видно, цены от 9 до 15 рублей за килограмм. Для полноты картины вот и такое объявление: «продается морковь импортная из Египта от одного контейнера (25 тонн), цена 320 долларов за тонну». Умножаем 320 долларов на курс рубля 74 и получаем 23 680 рублей за тонну, делим на 1000 и получаем 23 рубля 68 копеек. На самом деле морковь не подорожала, дефицита нет. В наличии хоть отечественная, хоть египетская, в мешках и сетках, мытая и немытая.
Получается, что производители продают свою продукцию по вполне приемлемым ценам. Однако в магазинах цена розничная подскакивает до 120 рублей за килограмм.
Мы не раз слышали, в каких тяжелых условиях трудятся производители сельхозпродукций. Как они сами утверждают, в постсоветский период посевные площади овощей резко сократились, во многих регионах поля заросли бурьяном, не говоря уже о том, сколько земельных участков разорившихся колхозов были отданы под коттеджи. Во время непрекращающейся пандемии коронавируса еще более острым стал и кадровый дефицит в аграрном секторе. В условиях пандемии, как стало очевидным, компенсировать нехватку кадровых ресурсов стало практически невозможно.
Как считают эксперты, сегодня деградацию агропромышленного комплекса остановить не получается даже за счет некоторых продуманных программ господдержки. На деле они оказываются в настоящее время малоэффективными по сравнению с европейским опытом, где в случае неурожая местным фермерам государство полностью компенсирует убытки и дает дотации на уровне прибыли крупных хозяйств.
Остается восхищаться самоотверженностью российских сельхозпроизводителей. А вот крупный бизнес, который по сравнению с мелким предпринимателем находится в более привилегированном положении, поскольку господдержка для них намного объемнее, не может проявить такого рода самоотверженность. Торговые центры, занимающиеся продажей в розницу моркови, и определяют цены.
«Как же исправить ситуацию?» – задаются вопросом отдельные авторы в СМИ. И предлагают такой выход: «Если исходить из понимания закона рынка, товар стоит ровно столько, сколько за него платит покупатель. Люди покупают морковь за 120, соответственно она и стоит 120 рублей. Продажей моркови занимаются частники, и власти вряд ли здесь виноваты. Чтобы морковь подешевела, нужно перестать создавать спрос. Для этого нужно некоторое время перестать покупать морковь».
А может, стоить попробовать?