Лакмус гражданского общества
Все мы являемся потребителями товаров и услуг. Поэтому не будет преувеличением сказать, что сфера потребительского рынка наиболее приближена к населению. Здесь сходятся интересы производителя, продавца, покупателя. Но зачастую права потребителя оказываются на последнем месте, а то и вовсе игнорируются. Согласитесь, для каждого из нас ситуация знакомая.
Беседуя с руководителем Комитета защиты прав потребителей Республики Дагестан Али Алиевым, мы поинтересовались, как обстоят дела с соблюдением прав покупателей, какая картина складывается во время проверок торговых точек, да и вообще задались извечным вопросом «что делать?», когда твои права нарушены.
Как выяснилось, последние несколько лет ведомство практически отошло от проверок, работает только по заявлениям. Однако… «Бывает, что некоторые наши «коллеги» довольно часто заполняют этот вакуум, посещая магазины нередко и от нашего имени», – говорит Алиев.
Проводимые ежегодные опросы, по словам собеседника, показывают, что свыше 55 процентов наших сограждан хотя бы раз в год сталкиваются с нарушениями своих потребительских прав, и, к сожалению, такая тенденция растёт. Вероятно, потому, что далеко не все пытаются эти права отстаивать. Возможно, это связано с нашим дагестанским менталитетом, желанием «не жаловаться». Но, как полагает Алиев, такое отношение к себе в большей степени связано с правовым нигилизмом потребителей.
«Прежде всего мы говорим о низкой правовой культуре представителей бизнеса, их слабой социальной ответственности перед населением. Причём это касается не только торговой сферы, но практически и всех других – как малых, так и крупных сфер предпринимательства. Поэтому, считаю, наша общая задача – повышение правовой культуры обеих сторон – и предпринимателей, и покупателей. Важны информация и просвещение населения через формирование информационного поля. Я имею в виду выпуск ежемесячных специальных приложений в республиканских печатных и электронных СМИ и проведение сравнительных испытаний реализуемых продовольственных товаров. И первое, и второе крайне актуально как для рядового потребителя, так и для предпринимателя, ибо направлено на их правовое воспитание и устранение непригодной, низкосортной или опасной продукции», – констатирует эксперт.
Знание и реализация гражданами своих прав, в том числе и потребительских, являются лакмусовой бумажкой того, насколько у нас грамотно сформировано гражданское общество и правовое государство, дополняет собеседник.
За год в комитет поступает свыше 100 обращений, и это количество постоянно растет. Значительное число обратившихся граждан получают бесплатную квалифицированную консультацию. Для этого в ведомстве работают подготовленные и имеющие достаточный опыт юристы. Около половины обращений удовлетворяется предпринимателями на основе претензий комитета. Немаловажно, что защита интересов потребителя и подготовка судебных материалов осуществляются комитетом бесплатно.
А обращаются по разным вопросам – это и некачественная обувь, одежда, аксессуары или деятельность маршрутных такси, работа ЖКХ и проблемы долевого строительства многоквартирных жилых домов. В последнее время участились обращения по поводу отказа продавцов в обмене тех или иных товаров.
«Каждый из нас должен знать, что продажа любого товара, оказание любых видов услуг, кроме общих положений законов, регулируются и утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами продажи соответствующей номенклатуры товаров или соответствующих видов услуг (работ), которые должны быть вывешены на видном и беспрепятственно доступном для потребителя месте. Там же должна быть размещена информация о режиме работы организации, фамилия, имя, отчество и номер контактного телефона руководителя и продавца», – напоминает Алиев.
Их отсутствие – это нарушение, с которым как раз чаще всего мы и сталкиваемся. Другие недостатки – неумение продавца внятно и доступно объяснить потребителю информацию о товаре, разницу и преимущества между собой однотипных видов товара; в особенности это характерно при реализации сложной бытовой техники. Наблюдается произвольное обращение продавца с установлением гарантийных сроков. А ведь гарантийные сроки устанавливаются производителем и, как правило, указываются в паспорте изделия. Продавец тоже может установить такие сроки, но при этом они должны быть большей продолжительности, чем определил производитель. Если сроки не установлены, то закон определяет их, к примеру, для сложной бытовой техники не менее 2 лет, а для обуви – сезоном его носки. Те же сроки, которые нередко устанавливают продавцы, противоречат законодательству и при разбирательстве не принимаются во внимание, поясняет специалист.
Собеседник обращает внимание на крайне актуальную тему: в последнее время деятельности организаций ЖКХ уделяют внимание всевозможные ведомства и организации, однако коренного перелома в лучшую сторону не видно.
«Вместо реконструкции сетей латают дыры, вместо реформирования системы управления меняется вывеска, а не содержание и эффективность деятельности. Большая доля многоквартирных жилых домов в управление переданы различным коммерческим компаниям. Между тем неоправданно затягивается формирование структуры товариществ собственников жилья, а в управлении созданных ТСЖ находятся не 6–10 домов, а 1–2 дома, что изначально предопределяет низкую эффективность его деятельности по причине нехватки материальных и финансовых ресурсов», – убежден Алиев.
По мнению эксперта, связано это с тем, что муниципальные органы не хотят упускать из своих рук колоссальные денежные ресурсы, поступающие по линии ЖКХ. В то же время коммунальные услуги дорожают всё больше и больше без всяких изменений качественных характеристик и деятельности соответствующих организаций.
Болезненная и очень актуальная для населения городов тема. И имеющиеся проблемы требуют кардинального решения, причем речь должна идти не столько о расширении финансирования организаций ЖКХ, сколько об обеспечении эффективности их деятельности.