Людям пошли навстречу
Дух предпринимательства в дагестанцах проявляется сильнее, чем в целом по Российской Федерации, и мы всегда этим гордились. О том, в чем заключаются проблемы бизнеса, где найти прорывные точки для роста предпринимательства в республике, мы беседуем с председателем Республиканской организации профсоюза работников среднего и малого бизнеса Русланом Магомедовым.
– За последние пять лет количество субъектов малого предпринимательства в республике сократилось в два раза, – говорит он. – Тому были объективные и субъективные причины. Но есть и другая проблема. По данным Министерства труда РД, в малом и среднем бизнесе у нас занято более 700 тысяч человек, из них только в сфере торговли – 220 тысяч человек, но официально зарегистрированы всего 45 тысяч.
В СКФО мы занимаем второе место после Ставропольского края по количеству субъектов малого предпринимательства. При этом население там около 3 млн человек, у нас – столько же. Но у них люди, как и положено, регистрируются, работают официально, платят налоги. Нам же в направлении вывода бизнеса «из тени» еще предстоит много работать.
– При этом, несмотря на сложности, бизнес у нас неплохо зарабатывает, если верить статистике?
– Данные Статуправления РД свидетельствуют, что по доходам на каждого ИП в республике мы опережаем другие регионы – в среднем 19 млн рублей в год. В целом по России тот же показатель равен 6,1 млн рублей, а по СКФО – 8,6 млн рублей. Выходит, что доходы вроде бы есть, а налоги мизерные.
Производственному же сектору вредит высокая налоговая нагрузка, к тому же подняли кадастровую стоимость на имущество, здания и сооружения, на землю. Предпринимателям сейчас невыгодно заниматься производством. Проблемы со сбытом есть. Китайцы завалили нас дешевым товаром. Очень тяжело стало выживать. Необходимы «длинные» кредиты, а ставки не низкие. Такой кредит мало кто может взять и потом без проблем рассчитаться с банком.
Человек должен получать нормальную заработную плату, иметь социальную защиту. В этом направлении, в том числе, и должны работать профсоюзы
– В других регионах и странах такая же ситуация с сокрытием доходов?
– Да, теневая экономика – это проблема не только Дагестана. Где-то процентов 30-40 бизнеса в субъектах Российской Федерации находится «в тени». В той же самой хваленой Европе – в Бельгии, в Нидерландах – теневая экономика составляет 15%.
– Какие меры поддержки бизнеса задействованы в период пандемии?
– В прошлом году руководство страны снизило в 2 раза платежи во внебюджетные фонды, платежи по упрощенной системе налогообложения. По Дагестану приняли постановление и снизили налоги по упрощенной системе налогообложения с 6 до 3 процентов, а для субъектов, занимающихся социальным бизнесом, туризмом и в сфере технологий, снизили налоговую нагрузку до 1%. Людям пошли навстречу.
С этого года прекращает деятельность единый налог на вменённый доход, вместо него сейчас введена патентная система налогообложения. Её преимущество в том, что доходы, с которых будут исчисляться налоги, снизили в 2 раза по этой системе. При этом не нужно лично посещать ведомства, делать ежеквартально отчет в налоговой инспекции. Один раз в начале года надо оплатить авансовую часть, а остальное – в конце года. Предпринимателям будет очень удобно в патентной системе налогообложения: там 67 видов деятельности под неё подпадает.
– В глобальном смысле, что сегодня решают профсоюзы работников среднего и малого бизнеса?
– Нужно сказать, что роль профсоюзов в условиях капитализма будет расти. У работодателя должна быть социальная ответственность перед людьми. В прошлом году, как вы знаете, были внесены поправки в Конституцию Российской Федерации, где чётко сказано: минимальная заработная плата не должна быть ниже прожиточного минимума.
Есть статья в Конституции Российской Федерации о социальном партнерстве. Если предприниматель берет людей на работу, он обязан с ними заключить трудовой договор, коллективный договор. А это и есть социальное партнерство.
И одно время было такое положение, при котором власть и бизнес не сотрудничали. Сейчас потихоньку ситуация стала исправляться. Поняли, что надо возвращаться к социальной защите. Человек, если работает в открытую, должен получать нормальную заработную плату, иметь социальную защиту. В этом направлении, в том числе, и должны работать профсоюзы.