Мельница под жерновами бюрократии
По мнению моего собеседника, труд современного крестьянина впору сравнивать с героическим подвигом в процессе бесконечной борьбы за выживание. С продолжателем потомственной фермерской династии, уже второй век посвятившей работе на земле, трудно не согласиться. Борьба Магомедхабиба Магомедхабибова (на снимке слева) с кабинетными «сорняками» – это многолетний стаж упорной деятельности, времени и энергии на которую растрачено столько, что хватило бы на обработку сотни гектаров полей.
История не из веселых, а главное – не нова, и потому печальнее, что сюжет ее все еще остается актуальным. Главная роль в нем отведена откатам, заносчивости чиновников, их откровенному безразличию и ярко выраженному наплевательскому отношению к фермерским потугам обеспечить ту самую продовольственную безопасность. Провозглашая необходимость ее создания, отраслевые министерства и ведомства опираются на труд крестьянина, о котором отзываются не иначе, как об опоре современной России. По факту же такая опора заставляет фермера прогибаться под гнетом бюрократического пресса.
Реальную основу для приоритетной программы готово создать и хозяйство «Баракат», одним из первых в Дагестане созданное Магомедхабибовыми в 1991 году. Глава семейства – Магомедрашид Умаханович – уже девятый десяток разменял, а каждый день трудится с детьми и внуками. А началось все в начале Великой Отечественной: сыновья, оставшись без репрессированного отца, вскопали в местности Шавдан полянку в 15 соток, посадили кукурузу, тыкву, фасоль и тайком ухаживали за огородом. Этого хватало семье из 8 человек, чтобы не умереть с голоду.
Так и проработал на земле агрономом, позже был председателем колхоза им. С.М.Кирова, директором совхозов «Дылымский», «Буртунайский»… Уже в 1996 году Магомедрашид Умаханович в родном Дылыме на месте заброшенного цементного склада на площади 0,5 га построил мельницу, комбикормовый цех, животноводческую ферму на 25 голов КРС, здание канцелярии и гостевую. Приобрести оборудование помогло то, что семья стала участником международной программы «Фермеры Америки – фермерам России». В лизинг было приобретено оборудование агрегатно-вальцовой мельницы производительностью 18 тонн в сутки, которое выкупили за 10 лет кропотливой работы.
Продукцию мельницы закупают жители 12 сел, да только вот электричество пришлось проводить за собственные средства, воду привозить, а помещения отапливать дровами. Неоднократные просьбы содействовать в подведении коммуникаций так и не увенчались успехом. Двадцать два года упований в адрес местной администрации, управления сельского хозяйства, Минсельхозпрода так и остались безответными. Даже депутаты Госдумы ходатайствовали – ноль.
– Сегодня мельнице нужна серьезная реконструкция, – говорит Магомедрашид Умаханович. – Необходимо увеличить ее мощность как минимум в два раза, иначе не намолоть в сутки 35 тонн зерна. Без этого объема нет сегодня клиентуры. При наличии необходимых площадей пахотных земель мы бы сами обеспечили перерабатывающие мощности собственным сырьем. И цены для потребителей района на переработанную мучную продукцию были бы оптимальными и доступными. Но в сложившихся условиях безоткатные взаимоотношения, видимо, никому неинтересны. А мы на них согласиться не можем.
Долгие годы «Баракат» не может получить в долгосрочную аренду и землю под пашню, сенокос и пастбища от ГУП «Дылымское». Предприятие, кстати, – правопреемник одноименного колхоза, которым в свое время более десятка лет успешно руководил Магомедрашид Умаханович. Годами добиваются аренды всего-то 1 гектара участка, зарастающего сорняком в местности Юрт-тала, хотят разбить на нем интенсивный сад – не дают. «В Минсельхозпроде аргументируют отказ тем, что у них свои планы на этот участок, якобы вскоре будет там что-то дельное происходить. А тем временем, кроме бурьяна, на нем ничего не растет. Видимо, ждут, пока найдется куда более сговорчивый человек, который предложит хорошую сумму за землю, – примеры есть, – говорит отчаявшийся фермер. – Обращались письменно и устно: руководство ГУП «Дылымское» кивает на Минимущество и Минсельхозпрод Дагестана, а те в свою очередь находят массу отговорок, препятствующих нашему развитию».
Седьмой год подряд участие в конкурсе грантов по линии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РД заканчивается для семьи Магомедхабибовых провалом. Ни достойный бизнес-план по развитию мясо-молочного производства, ни новые рабочие места, ни экологически чистая и недорогая продукция, ни реальное и осязаемое импортозамещение – не аргумент для членов министерской комиссии. То документы не в полном объеме предоставили, отвечают, то попросту не прошли по конкурсу, все семь лет – одно и то же.
Магомедрашид Умаханович меж строк министерских отписок читает откатные ценники. А поскольку оплачивать их и не думают, уверен, что дело так и не решится в пользу «Бараката».
– Все эти годы отец семейства, заслуженный фермер России, обивает пороги Министерства сельского хозяйства и продовольствия РД, просит чиновников вникнуть в суть вопроса, понять, насколько важен и актуален наш проект по развитию хозяйства для Казбековского района и нашей республики, но все безуспешно, – сетует сын Магомедхабиб. – Негодует, ведь понимает, что без соответствующего вознаграждения вопрос наш не решится. Каждый, кто обращается за грантом, об этом знает. Без жесткого пресечения коррупционных выходок сотрудников министерства проблему не искоренить.
Страна и вправду нуждается в становлении самодостаточного и конкурентоспособного АПК, только откуда ему взяться, если зерна, брошенные мозолистой фермерской рукой в почву агропромышленного импортозамещения, растаптывает итальянский ботинок кабинетного чинуши? Последний неустанно заявляет о важности увеличения объемов сельхозпродукции собственного производства, параллельно под корень истребляя все попытки фермера развивать агросектор.
Собеседники надеются, что с приходом нового руководства республики, назначением министром сельского хозяйства и продовольствия Абдулмуслима Абдулмуслимова ситуация изменится, гранты будут раздаваться не асфальтовым бесхозяйственным фермерам и близким родственникам чиновников, а реальным труженикам. Надеются, что публикация в «Дагправде» встряхнет любителей принимать подарки. Если нет – обратятся напрямую к руководителю республики.
Так что, господа члены комиссии, время рассмотреть внимательно документы Сайид-Магомеда Магомедхабибова, начинающего фермера, на которого дед по достижении им 85 лет переоформил хозяйство, дать по ним адекватное заключение у вас пока есть.