Миграция предохраняет от перегрева

История последних двухсот лет дагестанской истории подтверждает - за каждым всплеском численности населения следовал перегрев с неизбежными социальными катаклизмами. Миграция населения для Дагестана последние два века - благо, так как предохраняет горный край от такого перегрева.
Как известно, на протяжении веков рост населения Дагестана сдерживался из-за недостатка плодородной земли. Соответственно, это было причиной естественных регуляторов численности населения горного края. Столетиями численность эта держалась на уровне 450-500 тысяч человек. Находились и те, кто уходил искать лучшей доли на чужбине. У нас есть свидетельства, что предки современных дагестанцев побывали практически во всей ойкумене.
Но все изменил XIX век. Присоединение к России открыло возможности для освоения до того пустующих земель в предгорьях и на равнине, позволило улучшить технику сельского хозяйства, открыло заработки в промышленности, на соляных или рыбных промыслах, способствовало развитию торговли, товарного производства… В общем, появились возможности кормить большее число людей, а значит — возможность для ускорения роста населения. И веками скованная демографическая пружина распрямилась. Даже несмотря на тяжелые последствия Кавказской войны, к концу века население горного края не только восстановило численность, но и увеличилось примерно на 120 тысяч человек.
XIX век стал временем, с которого избыточное население Дагестана стало активно поглощаться соседними государствами. В Турцию уехало с Северного Кавказа почти 600 тысяч мухаджиров, значительная часть которых — дагестанцы. Десятки тысяч дагестанцев в XIX веке перебрались для работы и жизни в Иран, Среднюю Азию, Россию…
Не будь оттока населения, Дагестан просто не вынес бы столь быстрого роста населения. Удвоение населения, в основном занятого в замкнутом примитивном сельском хозяйстве, обрекло бы сотни тысяч на голод и социальные катаклизмы.
XX век для Дагестана стал временем еще более быстрого демографического роста. Население за это время увеличилось более чем в 4 раза, но при этом количество его в сельской местности (в горной зоне) — традиционного места жительства дагестанцев, почти не изменилось. Население росло в основном на равнине и в городах. Многократно увеличился и отток его, в основном — в другие регионы СССР.
До 1990 года сальдо миграции у Дагестана было отрицательным, что связано с выездом населения на заработки за пределы республики. Значительная часть оставалась там на постоянное жительство. В период с 1990-1995 ситуация временно изменилась, сальдо стало положительным. Возвратились тысячи дагестанцев, живших в республиках бывшего СССР. Но с 1996 сальдо вновь поползло вниз.
Часть уезжавших из Дагестана составляли русские. Но в основном сегодня миграционный потенциал русского населения исчерпан. Если в 1990-е в год уезжали 3,5-4 тысячи русских, то сейчас — в среднем 1 тысяча. К примеру, в 2005 году отрицательное сальдо миграции у Дагестана (миграционная убыль) составила 6,1 тысячи человек, из которых лишь 1,1 тысячи были русскими.
Традиционно особенно сильным является отрицательное сальдо у городов. Уезжали тысячи дагестанцев, особенно из числа тех, которые родились или долго жили в городах и для кого нет проблем адаптации в иной среде. Напротив, все последние годы миграция за пределы республики из сельской местности снижается.
Как видно из таблиц, больше других из числа дагестанцев за пределами республики (в России) находится лезгин, аварцев, кумыков и даргинцев. С советских времен тысячи дагестанцев были чабанами в Ставропольском крае и Калмыкии. Кумыки компактно проживают в Осетии и Чечне. Многие в значительных количествах осели в Москве, Тюменской области, Калмыкии, Красноярском, Ставропольском и Краснодарском краях, Астраханской и Ростовской областях.
Естественно, что статистические данные весьма приблизительно отражают истинную численность проживающих в других регионах дагестанцев. Особенно сильно недоучитывается численность дагестанцев в столицах и на Севере. Здесь многие дагестанцы работают, но купить жилье, а значит — прописаться, они не могут или не хотят. Скорее всего, десятки тысяч работают, не имея возможности прописаться. Не всегда дагестанцы регистрируются по новому месту жительства.
Так сложилось, что значительная часть дагестанцев стабильно проживает за пределами республики. В местах их проживания сложились диаспоры выходцев из Дагестана. Некоторые из них влиятельны, другие — не слишком. В последние годы некоторые диаспоры оказывают существенное влияние на ситуацию в Дагестане — на политическую, экономическую или культурную жизнь. Влиятельность диаспоры иногда определяется успехами немногих членов, которые смогли добиться больших успехов в материальной сфере.
Дагестан все еще остается регионом с высоким приростом населения. В последние годы при стабильно низкой смертности растет рождаемость. Дагестан уже почти вышел на докризисные показатели рождаемости и прироста населения. Вместе с тем восстановление экономики и особенно промышленности серьезно отстает от ускорившихся темпов демографического роста.
Что особенно важно, в трудовой возраст за последние 20 лет в Дагестане вступили многочисленные дети поколения 1980-х годов. 2008 год станет последним, когда число вновь вступающих в трудовой возраст растет. С 2009 нагрузка на органы занятости, на экономику несколько снизится, так как поколения 1990-х годов менее многочисленны. Дагестан успешно пережил время наибольшего за свою историю прироста рабочей силы, так как этот прирост пришелся на годы экономического подъема.
Быстрый демографический рост — это тяжелое бремя, которое трудно выдержать даже мощному, экономически сильному государству. Уже несколько десятилетий в промышленноразвитых странах мира наблюдается баланс между темпами экономического и демографического роста. Любой другой вариант чреват ухудшением жизни населения и в конечном итоге — социальными катаклизмами.
Сегодня Дагестан вышел на те темпы демографического развития, которые являются оптимальными в нынешней ситуации. Более быстрый демографический рост при отстающей социально-экономической базе приведет к росту социальной напряженности, медленный — сделает реальной угрозу депопуляции.
Статьи из «Экономика»
Ключевые задачи выполнены

Инфляция, решение ЦБ и праздничный стол

Пазлы горной экономики

Новые возможности энергетиков

Скажем им спасибо

Дагестан строящийся и хаотичный
