Республика, заметим, формально продлила действие пониженных ставок по УСН, закрепив 1-процентный налог по объекту «доходы» и 5 процентов по схеме «доходы минус расходы». Однако их дальнейшая судьба уже зависит не от местных властей, а от того, как федералы отрегулируют работу определенных режимов для субъектов РФ.
На этом стыке федеральной налоговой реформы и республиканских льгот возник законодательный и практический «зазор», в котором предприниматели рискуют надолго потерять определенность. Именно ее и попытается снять своими разъяснениями Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РД Мурад Далгатов.
Подчёркнув, что за последние годы наша республика стала одним из самых льготных регионов по налогу в 1 % по УСН, он отметил, что действовавшая у нас пять лет система была «самой большой поддержкой для бизнеса» благодаря решению главы региона Сергея Меликова.
По словам омбудсмена, бизнес на это ответил ростом: увеличилось число субъектов МСП, выросли налоговые поступления, больше людей получили официальную занятость, хотя до среднероссийских показателей нам ещё «предстоит дойти».
С наступлением нынешней налоговой реформы картина значительно меняется. Для нашего регионального предпринимателя, который до этого работал по упрощенке и платил 1 %, в федеральном законодательстве сегодня прописано, что он «уже в 2026 году подпадёт под 6 %», исходя из перечня видов деятельности.
Поясним: согласно сложившемуся в Налоговом кодексе правилу, регион может предоставлять льготы только по тем ОКВЭДам и тем категориям бизнеса, которые находятся в специальном федеральном списке, но этот список до сих пор «застрял» на этапе обсуждения в Минфине РФ. В результате региональный закон о 1 % есть, но его действие теперь зависит не от Махачкалы, а от Москвы.
Далгатов напоминает предпринимателям, что Федеральный центр снижает порог дохода. С прежних 60 млн рублей он опускается ступенчато – 20 млн в 2026 году, 15 млн в 2027-м и 10 млн с 2028 года. Это означает, что если в 2025 году выручка превысила 20 млн рублей, то с 1 января 2026 года придется дополнительно исчислять и уплачивать НДС по ставке 5 % в рамках спецрежима, и тогда «6 плюс 5» в сумме дают уже 11 % совокупной нагрузки по сравнению с прежним 1 %.
По словам уполномоченного, именно этот разрыв делает ситуацию для дагестанских предпринимателей особенно болезненной и требует от них пересмотра привычных финансовых моделей.
Отвечая на главный вопрос бизнеса, «отменится ли налог в 1 % с нового года», он подчёркивает, что республика часть своей работы уже сделала: наше правительство подготовило проект закона, глава поддержал, Народное Собрание РД приняло норму о сохранении 1 % по УСН.
Но после внесения поправок в Налоговый кодекс РФ у нас региональный закон по сути «подвешен» к будущему федеральному перечню. Сегодня еще нет официального документа, который бы прямо разрешил Дагестану продолжать применять 1 % в обход федеральных изменений, поэтому бизнес-омбудсмен «не может утверждать», что льготы сохранятся в 2026 году.
Аппарат уполномоченного направил официальный запрос в УФНС по РД с просьбой дать четкие разъяснения, но на момент разговора ответ еще не был получен, и даже на федеральных видеосовещаниях с участием представителей ФНС России признали, что ясности в сроке принятия решения пока нет.
Говоря о том, как быть бизнесу в такой неопределенности, и признавая ситуацию сложной, Далгатов советует предпринимателям уже сейчас «правильно выстраивать финансовую модель». При этом напоминает, что в российской модели уже было немало периодов, когда изменение налоговых правил становилось серьёзным испытанием, но каждый такой вызов в итоге подталкивал часть бизнеса к росту и выходу из «тени» и восстанавливал уверенность, потому и в нынешних условиях предприниматели республики способны найти решения, хотя «лёгким этот год точно не будет».
Отдельный акцент Далгатов делает на том, что в республике есть инструменты поддержки, адресуя предпринимателям подготовленную агентством брошюру с полным перечнем мер – от субсидирования процентной ставки по кредитам и послаблений на лизинговое оборудование до грантовых программ и поддержки отраслевых проектов в промышленности, туризме, сельском хозяйстве.
Он заявляет, что ныне по поручению уполномоченного в каждом профильном министерстве РД работают специалисты, которые готовы сопровождать предпринимателя и всё «разложить по полочкам», что он может взять на себя ответственность в случае возникновения жалоб или непонимания, напрямую подключается к нужному ведомству с целью обеспечения ответственности за конкретные проекты.
Главный совет омбудсмена – в условиях перемен предпринимателям стоит переосмыслить свою деятельность. Когда безвозмездных субсидий объективно не хватит на всех, нужно активнее использовать возвратные и компенсирующие инструменты: льготный лизинг, частичное возмещение затрат, снижение стоимости кредита.
У нас уже есть компании, которые благодаря таким мерам смогли модернизировать оборудование и нарастить обороты. Во многом именно такой настрой МСБ будет аргументом в пользу сохранения и продления налоговых льгот для работы честного бизнеса.
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




15