X
10:31 23.11.2022

На перекрёстке международных маршрутов

Дагестан в силу своего географического положения оказался на перекрёстке многих международных транспортных маршрутов. Здесь пересекаются международные транспортные коридоры «Север – Юг» и «Восток – Запад». 

Тем не менее до последнего времени не очень высокими темпами развивалась в республике транспортная инфраструктура, в международных цепочках логистики Дагестан практически не участвовал. Недаром народ сложил пословицу «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Она применима к нашему случаю, поскольку в условиях санкций грузооборот портов Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов, автомобильных и железнодорожных подходов к ним сокращается. На этом фоне наблюдается переориентация грузопотоков на восточный и азиатские товарные рынки, в том числе через международный транспортный коридор «Север – Юг».

Из этого следует, что транспортный комплекс Дагестана в составе железнодорожного, автомобильного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта стал стратегически значимым не только для России, но и для прикаспийского, среднеазиатского и юго-восточного макрорегионов.

Но готова ли республика к возрастающим транспортным и грузовым потокам? Железная дорога прямо сегодня осилит многократный рост интенсивности движения. В таком режиме совсем недавно железная дорога работала – мы ведь помним, что во времена СССР через каждые 15–20 минут проезжали составы поездов. Аэропорт и морской порты также смогут осилить возросшие нагрузки. Проблемы возникают лишь с автомобильным транспортом.

Но и они решаются. Свидетельством тому работы, проводимые на Федеральной автодороге Р-217 «Кавказ», которая берёт своё начало от Федеральной дороги М-4 «Дон» в Краснодарском крае. Её общая протяженность около одной тысячи километров. В Дагестане дорога проходит от административной границы с Чеченской Республикой до государственной границы Российской Федерации с Азербайджанской Республикой. На дагестанском участке с начала года грузопоток увеличился на 40 %.

Но из 276 километров четыре полосы имеют только 65. Это пока. Как заявляют в управлении дороги, до конца 2024 года в Дагестане четырёхполосной станет не менее половины ее протяжённости. Сейчас активными (а где-то и опережающими) темпами ведется капитальный ремонт семи наиболее загруженных участков протяженностью 78 километров.

Кроме того, в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в текущем году, по данным Россавтодора, четырехполосными в Дагестане сделают 8 км автомобильной дороги регионального значения в обход села Манаскент с подъездом к санаторию «Каспий». Также четырехполосными после капитального ремонта в 2022 году станут 4 километра автомобильной дороги Махачкала – Буйнакск – Леваши –
В. Гуниб.

Со сроками понятно. А что с качеством работ? В Упрдор «Кавказ» заверяют, что скорость выполнения работ не повлияет на качество: каждый этап производства проверяют сотрудники дорожной лаборатории при отделе контроля качества и специалисты стройконтроля.

Параллельно ученые и практики ведут поиск новых материалов и технологий, позволяющих удлинить сроки эксплуатации дорог. Недавно на площадке Министерства транспорта и дорожного хозяйства РД в режиме ВКС прошла онлайн-встреча заместителя Председателя Правительства РД Ризвана Газимагомедова с ведущими учеными Московского автомобильно-дорожного университета.

По словам учёных, с каждым годом с ростом грузоподъёмности транспорта увеличивается и нагрузка на дороги (за последние 30 лет она увеличились в 4 раза) при той же её несущей способности. Под нашим южным солнцем асфальт плавится, на дорогах появляются колеи, что требуют дополнительных сил и средств на ремонт.

Учёные видят выход в том, чтобы под асфальт укладывать бетонное покрытие. По ныне действующим нормам толщина асфальтных слоев должна превышать 30 см, а стоимость за тонну составляет от 30 до 40 тысяч рублей. При этом стоимость цемента составляет 6–8 тысяч руб­лей за тонну. Если же асфальт укладывать на бетонное покрытие, стоимость работ удешевляется на 15–35 %, но при этом долговечность самой дороги значительно возрастает.

При этом отмечалось, что Дагестан располагает существенными конкурентными преимуществами при реализации указанной технологии по сравнению с другими регионами России. Речь идет о возможности использования местных ресурсов, имея в виду существующий потенциал разработки собственных карьеров по добыче щебня, песка, гравия и других дорожно-строительных материалов. Кроме того, в Дагестане имеются все необходимые компоненты для развития собственного производства цемента.

«Мы давно говорили о переходе во многих местах на цементно-бетонное покрытие дорог, это для нас намного перспективнее, особенно учитывая, что у нас южная республика», – подчеркнул Ризван Газимагомедов.

Всё это говорит о том, что наши дороги станут и безопасными, и качественными. Если по республике проходят международные транспортные маршруты, иначе и быть
не может.

Тэги:
дороги,

Похожие

Прокладываются дороги жизни

8
Дороги – это сама жизнь. Чтобы она была комфортной, нужно не только строить современные...

Прокладываются дороги жизни

15
Дороги – это сама жизнь. Чтобы она была комфортной, нужно не только строить современные...

Новые дороги в новую жизнь

14
Много лет назад мне понадобилось из Кубачи поехать в Акуша. Хотя расстояние между этими...

Дороги жизни

22
Без развития дорог невозможно представить какое-либо развитие в принципе. Не случайно все...

Тогда были тропы

15
Кому не знакомо изречение «Дорога – это жизнь»? Дороги можно сравнить с кровеносной...

Ширятся артерии жизни

9
Модернизация автодорожной инфраструктуры – первоочередная задача для Дагестана. Она...

Дороги в будущее

178
Для гостей Дагестана, предпочитающих автомобильные путешествия, знакомство с нашей...

Дороги – показатель качества жизни

24
Эх, дороги! – с горечью и безнадёгой восклицали в...

Дорожники снова в дороге

29
Очередное сообщение от МЧС: «Сильные дожди, ливни, гроза, град и усиление ветра до 20 м/с...

Статьи из «Экономика»

Аграрии Дагестана закладывают полезащитные полосы

85
В последние годы садоводы республики...

Когда рекорд нежелателен…

25
Решение Центробанка РФ поднять ключевую ставку в октябре...

Теория + практика

11
Колледж архитектуры и строительства города Каспийска – одно из подшефных учебных...

Проблемы отрасли на контроле

10
Рутинные проблемы строительной отрасли, а также вопросы, определяющие перспективы ее...

Вышли из «тени»

10
Зональная группа по увеличению доходной части бюджета и легализации теневого сектора экономики с участием представителей УФНС России по Республике Дагестан,...

Востребованы жизнью

12
Сегодня экономика Дагестана даже в условиях многочисленных санкций коллективного Запада в...

Вкусно, натурально, халяльно и полезно!

76
Наша страна делает всё самое необходимое в...