На пути к безопасности
Создание современной, комфортной и надежной транспортной инфраструктуры – одна из главных задач, поставленных перед дорожниками главой государства. Основным инструментом достижения стратегической цели стал национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Задача – повышение качества жизни населения и снижение к 2030 году количества автоаварий в 3,5 раза.
Достижима ли такая цель в частности в нашей республике? Уже сейчас ситуация на дорогах меняется, проводятся работы по обустройству транспортной инфраструктуры. Установлены новые дорожные знаки, барьерные и пешеходные ограждения, сотни светофоров и стационарное освещение. Особое значение уделено восстановлению дорог, ведущих к социально значимым объектам, уникальным памятникам архитектуры, природным заповедникам и живописным ландшафтам.
Федеральная автодорога Р-217 «Кавказ» начинается от Федеральной дороги М-4 «Дон» в Краснодарском крае и через Армавир, Минеральные Воды, Нальчик, Грозный, Махачкалу и Дербент идет до границы с Азербайджаном. Её общая протяженность – около тысячи километров. Здесь ежедневно проезжает более 35 тысяч автомобилей. Сложностью для водителей является то, что трасса пролегает по гористой местности и имеет неровный рельеф. Более чем половина протяженности трассы – это одна полоса для движения в каждую сторону. В Дагестане дорога проходит от административной границы с Чеченской Республикой до государственной границы Российской Федерации с Азербайджанской Республикой, но четыре полосы здесь имеют только 65 километров автодороги из 276.
Реконструкция автодороги Агвали – Шаури – Кидеро
Никому не нужно объяснять, какую роль в жизни нашей республики играет дорога «Кавказ». Это главная транспортная артерия региона, основной маршрут следования транзитного транспорта в страны Закавказья. И в то же время она является самой аварийной дорогой. В Управлении ГИБДД МВД по Дагестану сообщили, что в 2022 году почти треть всех автоаварий совершены именно на федеральных автодорогах. Свежий пример: в районе населенного пункта Новый Хушет произошла массовая авария с участием грузовика, микроавтобуса и еще трех легковых автомобилей. В ДТП на месте погибли четыре человека. Еще семь были госпитализированы, один из них скончался. Словом, тесно на дороге, нужны четыре полосы движения, желательно с разделительными отбойниками.
В ФКУ Упрдор «Кавказ» заявили, что в 2024 году в Дагестане четырёхполосной станет не менее половины автодороги. Сейчас активными темпами ведется капитальный ремонт семи наиболее загруженных участков протяженностью 78 километров. Из них на 33 километрах работы идут с опережением графика: под Хасавюртом, на маршрутных отрезках Учкент – Алмало и Избербаш – Инчхе. На одном из самых загруженных участков близ Хасавюрта завершается этап капремонта – идут работы по устройству нижних слоев покрытия, после чего начнут устройство верхнего слоя из щебёночно-мастичного асфальтобетона. Затем приступят к инженерному обустройству участка: установят барьерное ограждение, светофорные объекты, новые дорожные знаки и нанесут разметку термопластиком. Объект готовят к сдаче к концу текущего года.
На участке дороги длиной 10 км близ села Учкент (между Махачкалой и Кизилюртом) также запланирован досрочный ввод – в первом полугодии 2023 года. Согласно срокам госконтракта завершение работ на обоих объектах было намечено на конец 2023 года. «Важно отметить, что скорость выполнения работ не повлияет на качество: каждый этап производства проверяют сотрудники дорожной лаборатории при отделе контроля качества ФКУ Упрдор «Кавказ» и специалисты стройконтроля», – подчеркнули в управлении. О масштабах работ говорит тот факт, что задействовано 550 дорожных рабочих и 350 единиц спецтехники.
С учётом интенсивности и скорости транспортного потока на всём протяжении участков капремонта установят тросовое ограждение для исключения самого опасного вида ДТП – лобовых столкновений. Для жителей ближайших к дороге населенных пунктов благоустроят 25 автобусных остановок с автопавильонами и комфортными зонами посадки. Кроме того, на объектах построят почти 8 км пешеходных дорожек и тротуаров с асфальтобетонным покрытием, тротуарной плиткой и перильным ограждением, переустроят линии электроосвещения.
В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в текущем году, по данным Россавтодора, четырехполосными в Дагестане сделают 8 км автомобильной дороги регионального значения в обход села Манаскент с подъездом к санаторию «Каспий». Также четырехполосными после капитального ремонта в 2022 году станут 4 километра автомобильной дороги Махачкала – Буйнакск – Леваши – В. Гуниб.
В Правительстве Дагестана состоянию дорог, безопасности дорожного движения уделяют первостепенное значение, постоянно обсуждают ход реализации нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». На одном из очередных заседаний проектного комитета под руководством заместителя Председателя Правительства Ризвана Газимагомедова были отмечены неплохие результаты. «Идём по плану», – заявил зампред.