Два с лишним года назад Президент Муху Алиев открыто объявил войну коррупции и взяточничеству в республике. Он первый публично заявил, что коррумпированность, неэффективность власти — лучший «подарок» деструктивным силам и всякого рода экстремистам. Тем самым выразил политическую волю на борьбу с этим опасным для общества заболеванием.
Воля-то выражена. Но кто её исполнители? Кто будет бороться с коррупцией, когда взятка, продажность чиновников стали обычным явлением и ничего зазорного в том не видят? Кто, с помощью каких механизмов, какими методами остановит мздоимство, когда разворачивается настоящая борьба, иногда с проливанием крови, за взяткоёмкие должности, за право воровать бюджетные деньги?
Проверки проводятся постоянно, зачастую контролирующие органы стоят в очереди: заканчивается одна проверка, и на следующий день начинается другая – уже другим органом. Причем «органы» подсказывают друг другу за что можно зацепиться. Нельзя сказать, что нарушения не выявляются. Выявляются, но нередко результаты расследований оказываются нулевыми. Красноречивый пример того приводится в президентском Послании. «В прошлом году было выявлено 147 случаев нецелевого использования бюджетных средств на сумму 205,8 млн. рублей, из них восстановлено в бюджеты всех уровней только 96,4 млн. рублей. По выявленным финансовым нарушениям передано в правоохранительные органы 142 материала на общую сумму 2,4 млрд. рублей. Ни один из них не дошёл до судебных органов, что свидетельствует или о низком качестве работы органов контроля и следственных действий правоохранительных органов, или об их заинтересованности не доводить дело до суда», — говорится в Послании.
Это плохо. И в том, и в другом случаях это очень плохо. Для дагестанского налогоплательщика, бедствующего рядового гражданина нет никакой разницы, по какой причине деньги не доходят до тех, кому они по закону предназначены: по причине профессиональной непригодности «контролёра» или из-за коррумпированности этого «профессионала». Но налогоплательщику небезразлично, почему за его счёт недееспособный чиновник продолжает получать зарплату, причём очень высокую, а коррупционер не сидит в тюрьме. В зависимости от отношений должностных лиц к такого рода негативным явлениям у людей складывается доверие или недоверие к власти.
Вдуматься страшно: человек, ещё не родившись, сталкивается с взяткой («кто не даёт «на лапу» роддомовским медикам, чтобы иметь хоть какую-то гарантию выполнения ими клятвы Гиппократа?), которая будет сопутствовать ему на всех этапах жизни. Детсад, школа, вуз, поступление на работу и карьерный рост – «не подмажешь – не поедешь». Оказавшись на должности с правом принятия решения, надо обладать большим мужеством и совестью, чтобы отказаться от соблазна «брать» и «хапать».
Повторюсь, мы настолько привыкли к взяточничеству, и так оно распространено, что многие уже перестают воспринимать его как деяние аморальное, безнравственное.
Больше того, потеряв в массовом подсознании инстинкт самосохранения и бдительность, не замечаем в широкомасштабном лихоимстве серьёзную угрозу безопасности общества, государства.
Можно молчать, не верить слухам о том, что за приём на контрактную службу якобы надо давать кругленькую сумму. Можно назвать эти слухи уличными разговорами, домыслами и клеветой. Нет доказательств. А вот в доказательство того, что эти разговоры являются происками злопыхателей, один большой начальник, полковник, год назад так прямо и заявил журналистам: я построю перед вами всех контрактников. Опросите сами. И если хоть один из них скажет, что он принят на службу за деньги, я сниму с себя погоны. Сидящий рядом со мной коллега иронично улыбнулся.
Если больной не говорит о своей болезни (а со стороны видно, что он страдает), не указывает, где болит, то как же ему избавиться от недуга? Это в советское время запрещалось писать о присутствии в нашем обществе коррупции и взяточничества. Брали и тогда, пусть даже и не в таких масштабах, как сегодня. Но и боролись. Правда, боролись так плохо и бездарно, что просмотрели инкубационный период опасной бактерии взятки, мутировавшей в бактерию коррупции. И произошло то, что произошло. А ведь тогда был негласный запрет писать и говорить во весь голос о проникших в организм общества вирусах коррупции и мафии. Уму непостижимо: в ельцинско-гайдаровский период была вброшена идея легализовать взятку, дескать, бери, но поделись и плати налог. С взятки! В здравом ли уме возникла эта бредовая идея?
В оппозиционной прессе приходилось читать, что наша коррупция в её масштабах и глубине непобедима. Позволю себе усомниться. В мировой практике есть примеры, когда не такую ещё коррупцию побеждали. Итальянскую операцию «Чистые руки» оставим в стороне. Зарядимся оптимизмом и вспомним свой отечественный прецедент.
Коррупция в Советском Союзе развилась в последние годы правления Л.И.Брежнева и очень быстро приняла угрожающий характер эпидемии. Но стоило Ю.В.Андропову, пришедшему к власти, взяться за один Краснодарский край во главе с могущественным Медуновым, как все остальные «хозяева» республик, автономий, краёв и областей отрезвели. За короткий срок в стране был наведён порядок. К великому нашему с вами сожалению, судьбой Юрию Владимировичу был отмерен срок малый.
Мне могут возразить, мол, тогда система была другая, авторитарная, а сегодня у нас демократия, другие методы управления. Но при любой системе государственной власти приоритетной функцией власти остаётся обеспечение безопасности и благополучия в обществе. Первые решения Президента Дмитрия Медведева по антикоррупционным делам укрепляют зародившуюся при Владимире Путине надежду людей на справедливость. Это прежде всего разработанный по инициативе Президента Национальный план противодействия коррупции. Он называет коррупцию «системным злом», требует тщательной экспертизы законов на выявление «коррупционных лазеек». Далее. На встрече с лидерами думских фракций Президент РФ Д.Медведев сказал: «Когда я принимал решения о том, чтобы выпустить указ, работать над планом, то слышал от разных людей мнения: «зачем вы это делаете? Всё равно ничего не добьётесь. Сколько раз это уже начиналось в нашей стране на протяжении веков – ничем существенным не заканчивалось». Это очень сложная тема. Но ещё хуже – ничего не делать». Можно привести другие инициативы Президента.
Но важно, что есть политические решения высшей власти нанести сокрушительный удар по коррупции.
Если Президенту Д.Медведеву удастся победить коррупцию, он войдёт в историю как спаситель России и в историю мировой политики – как великая личность. Хочется верить. Народ ему доверяет.
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




1