Новая история славного предприятия
К 15-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции был запущен первый в республике литейный цех. Этот день и стал днем рождения Махачкалинского ремонтно-механического завода, которому 1 декабря 1942 г. было присвоено имя Героя Советского Союза капитана II ранга подводника Магомеда Имадутдиновича Гаджиева.
Восемьдесят пять лет – таким возрастом может гордиться далеко не каждое предприятие в России. Преодолев рубежи большого и трудного пути, завод занял достойное место на рынке. И сегодня эмблема завода – три шестеренки, выкрашенные в цвета российского триколора, известна не только в республике, но и за ее пределами.
– 7 ноября 1932 года рабочие вышли на демонстрацию, а вернувшись с праздничных мероприятий, произвели первую в Дагестане плавку чугуна, – рассказывает генеральный директор завода им. Гаджиева Абдулвагаб Папалашов.
– С 2015 года осуществляем строительство нового завода на инвестиционной площадке «Уйташ». Выносим вредные производства за пределы Махачкалы, в первую очередь – литейный цех. Один из участков новой технологии вакуумно-пленочного формования (ВПФ) уже сдан. В 2018-2019 гг. намечено строительство кузнечно-прессового, гальванического, термического цехов. До 2022 г. предусматривается вынос всех цехов.
Включение в программу «Моногорода России» Каспийска позволило предприятию решать вопросы коммуникаций за счет федеральных средств. Завершено строительство дороги, электроподстанции, форсируются работы по подключению к водоснабжению и дальнейшему развитию инвестиционной площадки.
– Темпы роста производства нынешнего периода по отношению к предыдущему увеличиваются. В абсолютном выражении объем производства за 9 месяцев составил 560 млн рублей. Увеличивается количество заказов на задвижки различных моделей. Продукция востребована многими крупными предприятиями России. А вот Махачкалинский горводоканал и местные предприятия ЖКХ нашу продукцию игнорируют, – говорит технический директор завода Герейакай Герейакаев. – Это сказывается в том числе и на полотне городских дорог, которое постоянно приходится восстанавливать после частых ремонтов коммуникаций. В других регионах России наши задвижки закупают для нужд жилищно-коммунального хозяйства, потому и забыли там о проблемах регулярной замены их по причине долговечности наших изделий.
На месторождениях высоковязкой нефти, находящихся на поздней стадии разработки, ООО «Лукойл-Коми» использует 148 глубинных насосов, произведенных заводом. Абдула Ибрагимов, заместитель гендиректора по нефтегазовому оборудованию, поясняет, что с уменьшением пластового давления максимально возможный уровень добычи поддерживается за счет современных технологий различной мощности и глубины погружения насоса.
– С 2012 года производим поставку такой продукции нефтяникам и газовикам, а до этого мы доказывали на испытаниях соответствие наших изделий стандартам в реальных условиях, – говорит Ибрагимов. – В мировой практике есть такое понятие – «коэффициент извлечения». Очень хорошим считается результат, если удается из имеющихся в недрах запасов нефти извлечь 48-50 проц. За рубежом в этом направлении превзошли нас американцы. Французы, итальянцы неплохо работают. Сегодня ведем переговоры на поставку нашей продукции в Азербайджан, Казахстан.
Но и проблем на предприятии достаточно. Новые технологии и оборудование стоят дорого. Нужны инвестиции, открытие кредитных линий под техническое перевооружение. А нам же приходится модернизировать и ремонтировать старые станки.
– Мы покупаем новые: ленточнопильный, долбежные и специальные токарные станки. Освоили задвижки с обрезиненным клином для ЖКХ, запорную арматуру для нефтегазоперерабатывающих предприятий, четыре типа винтовых насосов освоили и поставляем для добычи тяжелой нефти, – говорит А. Папалашов.
Есть у предприятия и кадровые проблемы. Специалистов – литейщиков, формовщиков, плавильщиков, модельщиков, заливщиков, кузнецов – завод готовит на существующей в цехах базе.
И такое положение на многих дагестанских предприятиях. «Ни один бизнес-проект республиканских промышленников не принят, – сетует генеральный директор Абдулвагаб Папалашов. – Не пошли мини-грузовики от «Авиаагрегата», застряли в кредитах. Странное отношение к дагестанским предприятиям вообще. Махачкалинские заводы: радиотоваров, приборостроительный, сепараторов, «Эльтав», «Металлист», «Дагэлектромаш» – в плачевном положении. Если что не так делается, нужно ведь помочь, подсказать, а мы просто брошены на произвол судьбы».
Завод им. Гаджиева – предприятие серьезное, связанное с оборонными заказами. Основные заказчики – судостроительные заводы, расположенные от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Заводчане надеются, что бизнес-проекты, направленные на развитие промышленности, в Фонд развития моногородов России, будут рассмотрены. Готовы здесь и к рассмотрению и освоению предложений разработчиков гражданского и военного флота.
… Да, проблем пока много. И все же новая история завода имени М. Гаджиева только начинается. 7 ноября гаджиевцы будут отмечать 85-летие родного предприятия, и они надеются, что, несмотря на сегодняшние трудности, завод еще много лет будет работать на укрепление и процветание республики и всей страны.