Новая вывеска – старое содержание


Создание ТСЖ и частных управляющих компаний, реорганизация ЖЭУ – ожидалось, что все это улучшит ситуацию в сфере коммунального хозяйства, объединит людей на решение общих проблем и представит собственников в диалоге с поставщиками коммунальных услуг как юридическое лицо. Появление же частных управляющих компаний должно было создать конкурентную среду и стимулировать высокое качество оказания услуг.
Однако на практике создание ТСЖ в республике идет очень тяжело. Причин этого много. Основная из них — люди просто не понимают выгод от такого объединения, да и некоторые чиновники стараются задушить товарищества еще в зародыше, так как такие объединения им невыгодны. Ведь организация ТСЖ как юридического лица, объединяющего нескольких собственников, поможет добиться многого, в том числе через суд. А потому их боятся.
Что же касается управляющих компаний, то и здесь дело далеко не так, как задумывалось. Большинство из них — это бывшие ЖЭУ, реорганизованные в ООО, но по своей сути они так и остались рудиментом недавнего прошлого. Многие из них поленились даже сменить вывеску. Перестроиться на рыночный лад им тоже не всем удалось. О вовлечении же частного капитала, о создании конкурентоспособного предложения в этой сфере пока нет и речи. Часто руководители ЖКХ говорят о нерентабельности, о необходимости дотаций и субсидий, что лишний раз доказывает отсутствие рыночного подхода к проблеме.
Посетив несколько управляющих компаний города (№№ 4,13,19), попытался у их руководителей узнать, как поставлена работа, с какими трудностями они сталкиваются. И ожидания мои оказались не напрасными. Как это ни странно, везде ссылались на то, что «начальники на обходе», хотя было только начало трудового дня. В ответ на просьбу связаться с руководителем получал стандартный ответ: «У шефа нет телефона».
Тем не менее хождение по этим конторам дало немало интересного. К примеру, постояв пару минут в приемной или у кассы управляющей компании, можно было услышать мнения людей по поводу качества предоставляемых услуг, неправильного начисления коммунальных платежей и т.д. И это утвердило в мысли, что отсутствие борьбы за клиента – главный бич коммунальщиков. При том, что основной упор в реформе ЖКХ делался именно на создание конкурентной среды, но пока частный бизнес в эту сферу, увы, не идет. Об этом можно только мечтать.
Пожалуй, самым большим препятствием на пути бизнеса в эту сферу остается слабая собираемость оплаты за предоставленные услуги. Решение этой проблемы связано с повышением общего уровня культуры, в том числе культуры платить по счетам. Есть мнение, что не платят из-за низкого уровня доходов, однако практика показывает, что люди с низким достатком как раз и платят по счетам своевременно, нежели те, кто отстроил себе особняки. Не потому ли пороги контор различных поставщиков услуг и управляющих компаний обивают старики-инвалиды, а не состоятельные люди?
Существующие же управляющие компании до сих пор действуют по старой методике и при отсутствии ТСЖ берут на себя всю полноту власти. Из менеджеров — исполнителей воли жильцов, которыми они являются де-юре, де-факто они становятся душеприказчиками, навязывая свои условия. Многие при этом до сих пор работают без договоров, что само по себе казус. Ведь без договора управляющая компания не имеет прав на управление домом.
Статьи из «Экономика»
Идеи и воплощения

Четверо смелых

Всё ещё в «тени»

Без неприятных сюрпризов

Платите, как удобно

Продолжение преследует

Заплати налоги!

Майнинг пошёл на спад

Арены труда и урожая

Новые горизонты

Возрождение индустрии

Социальная газификация
