Сетевое издание «Дагестанская правда»

00:00 | 06 декабря, Вт

Махачкала

Weather Icon

От количества – в качеству

A- A+

Счетная палата Республики Дагестан отмечает, что в рамках реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации были достигнуты значимые результаты при формировании современной организации бюджетного процесса и эффективной системы управления государственными и муниципальными финансами, в первую очередь в части среднесрочного бюджетного планирования и бюджетного учета.

К настоящему времени в стране в основном создана нормативно-правовая база для обеспечения сбалансированного развития субъектов Российской Федерации и эффективной реализации принципов государственного устройства. Однако процесс разграничения контрольных полномочий между различными уровнями власти в соответствии с законодательно установленными принципами организации их эффективного исполнения до конца не завершен. Одним из элементов этого процесса являются вопросы становления внешнего государственного и муниципального финансового контроля, которые были обсуждены на недавно состоявшемся в г. Махачкале совместном совещании отделений Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации в Северо-Кавказском, Южном федеральных округах, Правления Ассоциации юристов России и Президиума Союза муниципальных контрольно-счетных органов. Необходимо подчеркнуть, что в связи с принятием Федерального закона № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», указанные вопросы приобретают первостепенное значение, так как именно через муниципальную сферу осуществляется достижение большинства целей и задач модернизации экономики. В этой связи контрольно-счетными органами республики, в том числе и муниципальными, проводится большая планомерная работа по контролю за целевым использованием бюджетных средств, выработке предложений, способствующих повышению эффективности их использования, поиску новых направлений и форм работы. В подтверждение необходимости и значимости этой деятельности звучат слова Президента Республики Дагестан М. Магомедова: «Мы знаем и высоко ценим тот весомый вклад, который вносят контрольно-счетные органы в реализацию принимаемых на всех уровнях управленческих решений, исполнение бюджетных обязательств, а в конечном итоге — в обеспечение прав и законных интересов граждан».

В то же время в этой сфере имеется еще немало проблем. Одним из наиболее существенных препятствий на пути к достижению цели создания полноценной системы внешнего финансового контроля на муниципальном уровне является неурегулированность федерального законодательства в сфере внешнего финансового контроля — а именно, существование коллизий между нормами Федерального закона № 6-ФЗ и Бюджетного кодекса. Устранить их позволит находящийся на рассмотрении в Государственной Думе законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства».

Кроме того, в декабре 2011 года было принято решение Генеральной Ассамблеи ООН, которое рекомендовало всем странам – членам ООН привести законодательство о Счетных палатах (речь идет о независимых органах финансового контроля) в соответствие с международными стандартами. В этой связи предстоящее принятие Государственной Думой существенно обновленной и дополненной редакции закона о Счетной палате России, по сути, нового закона, отвечающего всем требованиям Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и в полной мере обеспечивающего независимость деятельности высшего органа государственного аудита, должно также придать дополнительный импульс развитию финансового контроля на субфедеральном уровне, способствовать повышению независимости муниципальных контрольно-счетных органов, которая сегодня недостаточно обеспечена законодательно.

Необходимо отметить что Счетная палата России и Ассоциация контрольно-счетных органов всегда уделяли особое внимание становлению и развитию внешнего финансового контроля на Юге России. И прежде всего вопросам развития и укрепления государственного и муниципального финансового контроля, совершенствования взаимодействия региональных и муниципальных контрольно-счетных органов, оказания содействия органам местного самоуправления в развитии и укреплении муниципального контроля, выработки предложений по совершенствованию законодательства в области финансового контроля. Практически ежегодно в Северо-Кавказском федеральном округе проводятся совещания, на которых обобщается практика контрольной деятельности, изучаются имеющиеся проблемы и вырабатываются рекомендации на перспективу. Существенный вклад в указанную работу вносит и Счетная палата республики, имеющая большой опыт в вопросах создания, методологии и практики деятельности муниципальных контрольно-счетных органов. Следует подчеркнуть, что по инициативе Счетной палаты республики еще в 2006 году, за пять лет до принятия Федерального закона № 6-ФЗ, в Дагестане, одними из первых в Российской Федерации был создан Союз контрольно-счетных органов республики. Как следствие, по решению Ассоциации контрольно-счетных органов России, накопленный палатой положительный опыт в осуществлении контрольной деятельности, вопросах взаимодействия со всеми ветвями власти, будет распространен на другие субъекты федерации.

Таким образом, проведение совещания такого уровня в Дагестане закономерно, с учетом вклада Счетной палаты республики в решении данного вопроса.

Счетная палата Республики Дагестан начала функционировать одной из первых в стране — с 1996 года. За этот период наработан значительный опыт, палата пользуется заслуженным авторитетом, имеет поддержку со стороны руководства республики. По показателям деятельности палата ежегодно входит в пятерку лучших контрольно-счетных палат Российской Федерации. По словам председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашина, «Счетная палата Республики Дагестан одна из лучших не только на Северном Кавказе, но и в Российской Федерации». Только по итогам работы за последние три года было восстановлено в бюджеты всех уровней более 257 млн. рублей. За допущенные нарушения на основании представлений Счетной палаты Республики Дагестан были уволены 32 человека, привлечены к дисциплинарной ответственности 182 человека, сокращена сверхнормативная численность служащих на 33 человека и автотранспорта на 21 единицу. Признанием результатов работы Счетной палаты Республики Дагестан на общероссийском уровне является избрание ее председателя М. Баглиева заместителем председателя отделения АКСОР в Северо-Кавказском федеральном округе, членом комиссии АКСОР (руководителем секции) по муниципальному финансовому контролю, а также избрание председателя контрольно-счетной палаты г. Дагестанские Огни Н.Бабаева членом Президиума — руководителем представительства по Северо-Кавказскому федеральному округу Союза муниципальных контрольно-счетных органов России. Как отметил Председатель Народного Собрания Республики Дагестан М-С.Б. Магомедов на встрече с членами комиссии Ассоциации контрольно-счетных органов России по сертификации Счетной палаты Республики Дагестан, за годы работы Счетная палата Дагестана зарекомендовала себя как серьезный и влиятельный орган, осуществляющий государственный финансовый контроль. «Руководству Счетной палаты Дагестана удалось максимально обеспечить открытость и прозрачность работы ведомства, что, безусловно, заслуживает высокую оценку». Знаменательным итогом многолетней, эффективной работы Счетной палаты республики стало решение президиума АКСОР, которым по результатам комплексного анализа деятельности Счетной палате Республики Дагестан был вручен сертификат соответствия организации и деятельности законодательству Российской Федерации, Декларации принципов деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации, стандартам внешнего финансового контроля. Этой высокой чести Счетная палата Республики Дагестан удостоена первой среди контрольно-счетных органов северокавказских республик и 21 среди контрольно-счетных палат Российской Федерации.

Говоря о повседневной деятельности, следует отметить, что на сегодняшний день созданы и функционируют контрольно-счетные органы в 100% муниципальных районов и городских округов (52). Что касается уровня поселений, то в целях недопущения разрыва в выстраивании так называемой «системы сквозного контроля консолидированных бюджетов» ведется практика заключения тройственных Соглашений о передаче полномочий по осуществлению финансового контроля поселенческого уровня контрольно-счетным органам муниципальных районов и городских округов. На сегодняшний день в республике из семисот шести (706) городских и сельских поселений, четыреста двадцать (420) заключили названные соглашения. Работа в этом направлении активно продолжается, и в ближайшее время каждое поселение на территории республики заключит данное соглашение. Счетной палатой Республики Дагестан проведена значительная работа по реализации 6-го Федерального закона, особенно в части организации муниципального финансового контроля. На основе документов АКСОР разработаны и направлены в адрес администраций муниципальных районов и городских округов республики все необходимые проекты типовых и модельных правовых актов и соглашений. В целях усиления правовой базы внешнего муниципального финансового контроля в республике принят целый ряд разработанных палатой законов и подзаконных актов.

В целом, истекший период можно охарактеризовать как переход от количественных показателей к качественным. Изменения, происходящие в социально-экономических условиях, в развитии бюджетной, финансовой, налоговой, банковской системах, требуют более активного участия контрольно-счетных органов в разработке основных прогнозируемых макроэкономических и бюджето-образующих показателей, изыскания резервов, использование которых может обеспечить успешное решение стоящих задач.
        
Счетная палата Республики Дагестан

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»