От макроэкономики к социальной сфере
Развитие магистральной инфраструктуры и элементов «умного» города. Будущее сельского хозяйства и глобальные тренды агропромышленной сферы. Ответственность бизнеса и цифровая трансформация. Аспекты санкционных и торговых войн. Факторы эффективного лидерства, отмена валютного контроля, национальный проект «Образование», электронный атлас российской промышленности… Вот, пожалуй, главные темы Х Гайдаровского форума – ежегодной международной научно-практической конференции в области экономики, названной в честь российского либерал-реформатора Егора Гайдара.
Напомним, в рамках юбилейного форума премьер-министр Дагестана Артём Здунов встретился с министром науки и высшего образования РФ Михаилом Котюковым. Во встрече принял участие ректор Дагестанского государственного университета Муртазали Рабаданов (на снимке). Стороны обсудили вопросы развития высшего образования в республике. Особое внимание было уделено подготовке высококвалифицированных кадров, востребованных в регионе. Отдельно была подчеркнута важность поддержки инновационных разработок вузов.
– Муртазали Хулатаевич, Гайдаровский форум посетили около 13,5 тыс. экспертов, представителей бизнеса и власти. С чем, по вашему мнению, связан столь повышенный интерес к этому мероприятию?
– Форум традиционно проходит в начале года и определенным образом влияет на тренды российской политики и экономики. Ведущие мировые ученые и практики обсуждают вопросы социальной и экономической политики России с теми, кто эту политику осуществляет, – с руководителями, чиновниками и функционерами. В прямых диалогах с большим разбросом мнений и позиций рождаются новые идеи, новые рекомендации по развитию национальной экономики, которые могут быть применены на практике. Отсюда и такой ажиотаж.
– В заключительный день участники обсудили основные вызовы, которые встают перед учреждениями высшего образования в эпоху цифровых технологий, и один из спикеров выразил сомнение в том, что каждый одиннадцатиклассник должен поступать в вуз, поскольку 70% всех выпускников, по его словам, даже не работают по специальности. Насколько подобного рода заявления соотносятся с реальностью?
– Вы знаете, каждый год мы собираем заявки от работодателей, от предприятий Дагестана. Требуются грамотные инженеры, программисты, физики, химики, а наибольший конкурс в университете традиционно на юридический и экономический факультеты. Надо готовить детей к осознанному выбору специальности для поступления в вуз немного раньше, чем это происходит сегодня. У нас в республике значительный перебор и юристов, и экономистов, и управленцев. Последних, наверное, больше, чем объектов, которыми нужно управлять. Именно по этой причине мы проводим в стенах нашего вуза Дни открытых дверей и олимпиады «Абитуриент». Школьники имеют возможность проверить свои силы в той или иной специальности, для них проводятся экскурсии по факультетам университета. Я вижу реальные потребности предприятий в выпускниках средних специальных учебных заведений. Рабочие специальности востребованы и будут востребованы в будущем. Правда, эта потребность мало коррелирует с введением цифровых технологий.
Отмечу, что интернет-сервис по поиску работы Superjob из объявлений вакансий удалил графу «Образование», так как компании стали чаще принимать во внимание реальные навыки и опыт соискателя, а не «корочку» учебного заведения. Приоритет при этом отдаётся кандидатам, которые уже имеют наработанные связи и успешные кейсы. Тут и нам есть о чем задуматься.
– Качество образования напрямую влияет на качество работы будущих специалистов, а значит, на экономику страны. Но можем ли мы сегодня говорить о том, что темпы экономического роста в нашей стране зависят от образовательной системы?
– Это очень важный вопрос. И, кстати, на форуме состоялась экспертная дискуссия на тему: «Образование и экономический рост: стратегия на перспективу». Тут есть три стороны. Первая, о которой я уже говорил: стране нужны специалисты определенных направлений, а абитуриенты идут на другие, кроме того, в контрольных цифрах приема могут преобладать третьи направления. Чтобы выпускники вузов реально влияли на экономику страны, надо готовить их по тем специальностям, которые будут востребованы через 4-6 лет. Выпускник бакалавриата или магистратуры должен иметь нужную народному хозяйству специальность. В Дагестане очень слабо поставлено инженерное образование, а будущее республики – в развитии промышленности, которая может дать хороший прирост валового регионального продукта и даже сегодня при объеме 7% от ВРП Дагестана обеспечивает более 30% налоговых поступлений в бюджет. И задача ДГУ – восполнить эту лакуну.
Вторая сторона – качество образования, внедрение современных технологий обучения. Мы должны давать студенту не только определенные объемы знаний, но и умение мыслить, анализировать, ставить задачи и решать их. В некоторых областях науки и техники, например, в возобновляемой энергетике, изменения происходят настолько быстро, что к концу учебного курса возникает необходимость в дополнительных предметах. Надо учить студентов в режиме реального времени, чтобы они шли в ногу с научно-техническим прогрессом.
Третий аспект – сегодняшний абитуриент начнет оказывать какое-то влияние на экономику своего предприятия, города, региона, страны как минимум через 7-10 лет после приема в вуз. То есть у нас получается такой временной лаг. И тут мы должны заранее прогнозировать, специалисты каких направлений будут нужны республике через такой достаточно длительный срок. И, наконец, настоящий специалист должен после окончания вуза продолжать учебу – самостоятельно ли, на определенных курсах либо в аспирантуре. Ему необходимо получать достаточные компетенции, чтобы выполнять какие-то функции на производстве и быть готовым к изменениям на своем предприятии.
– В СМИ Гайдаровский форум часто называют «Российским Давосом», учитывая качественный состав участников и статус экспертов. Согласны ли вы с подобным утверждением? Служит ли он на деле этаким механизмом для выработки решений?
– Раньше в качестве экспертов приезжали отставные политики, а на 10-м форуме было немало действующих – вице-премьер Сингапура, председатель парламента Финляндии, министр образования, науки, инноваций Франции, министр экономики и финансов Италии и другие. Кроме того, несмотря на то, что форум не является государственным мероприятием, на нем было множество представителей официальной власти – от премьер-министра страны до глав 36 регионов: почти каждый второй губернатор посчитал необходимым приехать. И одним из ключевых вопросов форума стало обсуждение 12 национальных проектов России, установленных майским указом Владимира Путина. Приятно отметить, что Дагестан представляла делегация во главе с Председателем Правительства республики Артёмом Здуновым, выступившим в качестве эксперта на одной из площадок.
Другая особенность форума – расширение повестки – от сугубо экономических вопросов к проблемам здравоохранения, образования, культуры. Обсуждались очень важные вопросы: доверие к государственной политике, необходимость снятия барьеров для бизнеса, собственно качество государственного управления, пространственное развитие страны и множество других. Отдельные экспертные предложения срабатывают сразу. Например, обсуждение в 2017 году вопроса об объединении сбора налогов и отчислений во внебюджетные фонды в одной структуре: буквально через два дня последовал соответствующий указ Президента России. А некоторые предложения срабатывают спустя несколько лет.
– Еще одна ключевая мысль по итогам прошедшего форума: никакие санкции не должны влиять на международное сотрудничество в науке, культуре и образовании. А университеты должны концентрироваться на привлечении иностранных студентов, исследователей и ученых. Как строится эта работа в Даггосуниверситете?
– Развитие внешних связей путем совершенствования системы внутрироссийской и международной академической мобильности ученых и студентов является одним из стратегических приоритетов Дагестанского государственного университета. На сегодняшний день вуз отличается наличием сложившихся международных контактов и проводит активную политику по их развитию за счет реализации следующих моделей экспорта образования:
1. Модель внутренней интернационализации образования, подразумевающая обучение иностранных студентов на факультете международного образования (подготовительный факультет) по русскому языку в рамках естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического и медико-биологического направления;
обучение иностранных студентов по очной (очно-заочной и заочной) форме бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры на факультетах естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического профиля;
участие ДГУ в организации и проведении международных ассоциаций высших учебных заведений; организация рекрутинговых мероприятий путем проведения летних языковых школ, международных конференций и молодежных форумов.
2. Модель совместных образовательных программ, включающая реализацию образовательных программ двойных дипломов, программ с включенным обучением и билингвальных образовательных программ.
3. Модель онлайн-обучения в виде интерактивных форм подготовки по основным образовательным программам высшего образования и программам перепрофилирования и повышения квалификации.
4. Модель сетевого взаимодействия вузов, включающая входящую/исходящую академическую мобильность обучающихся и преподавателей ДГУ в рамках международных стипендиальных программ и двусторонних договоров и соглашений о межвузовском партнерстве.