На фоне этой информации не может не беспокоить потребителя паника среди производителей молочной продукции, вызванная недавним приказом (№ 648) Минсельхоза РФ об оформлении пакетированного молока ветеринарными сопроводительными документами.
Информагентства делали акцент на том, что приказ оказался для «молочников» неожиданным, что и послужило поводом к тому, что Союз производителей молока обратился в администрацию Президента России с просьбой отозвать его.
Производители, прогнозируя пустые прилавки и рост цен, указывали на то, что приказ противоречит закону «О ветеринарии», согласно которому сертификация молочной продукции, включая питьевое пакетированное молоко, будет вводиться лишь с 2018 года и только в электронном виде.
Чиновники Минсельхоза РФ вслед за шумом в прессе признали, что приказ написан некорректно, а после жесткой реакции Президента и вовсе распространили разъяснение с привязкой содержания приказа к требованиям закона.
Но не будем копаться в деталях. Отметим лишь то, что резкий рост фальсификата молока мог побудить Минсельхоз в пожарном порядке выпустить этот «контрольный» приказ.
Здесь невольно возникают по крайней мере два вопроса. Что все-таки еще могло побудить правительство принять столь спешное, неподготовленное решение? И чего, помимо очевидных затрат, боятся производители молока?
Прежде всего отметим, что добросовестному производителю не так страшно это ветеринарное свидетельство №2, куда вносятся результаты стандартной экспертизы на наличие вредных веществ. Но в том-то и дело, что на рынке при нынешнем изменении конкурентной среды страшный дефицит на наличие добросовестных производителей.
Показательно, что после выявления, к примеру, наличия фальсификата в 50% проверенной по стране высокожировой продукции закрыли всего лишь четыре предприятия.
Что же все-таки может помочь минимизации фальсификата молока? Диагноз многих экспертов таков, что основная проблема качества молока – в безнаказанности производителя. По их мнению, достаточно посадить на реальные сроки парочку гендиректоров и столько же контролирующих чиновников. И знаковой при этом видится ремарка, что по-хорошему не получается. Но по-плохому ведь тоже не получается, не сажают почему-то нарушителей рыночных правил. И правы, думаю, те, кто видит причину в сложившейся системе контроля, которая в целом выстроена строго по вертикали и исключает элементы взаимоконтроля.
Поэтому в сложившейся системе власти единственный выход – контроль от горизонтально устроенных общественных структур. И, видимо, не случайно Президент уделяет так много внимания раскрутке влияния руководимого им Общественного народного фронта. Только рост значимости народных движений и объединений может заметно повлиять на работу официальных контрольных органов. И хотя не факт, что подобное взаимодействие власти и гражданского общества позволит строго проводить молочные реки через фильтр сертификации, все же возможным видится, что злоупотребления на рынке могут заметно минимизироваться.
Начальник отдела молочного и мясного скотоводства Минсельхозпрода РД Магомедбашир Халималов пояснил, что гораздо эффективнее работает дифференцированная с учетом качества молока господдержка производителей: за сдачу молока высшего сорта они в рамках специальной программы получают на 1 кг реализованного и отгруженного молока высшего качества 7 рублей, 1 сорта – 6 рублей. При этом обязательность сопроводительных документов с протоколом физико-химического анализа молока, по его мнению, не представляется для производителей проблемой.
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




1