— Есть стратегические отрасли производства, от которых зависит судьба государства. И производство композитов и их основы — одна из таких отраслей, — говорит Сергей Омаров, главный инженер НБТ «Дагестан» и технический директор завода стекловолокна.
Фирма НБТ «Дагестан» менее чем год назад в рамках реализации инвестиционного проекта начала выпуск базальтового волокна, из которого впоследствии делают композиты. Если коротко, то это один из самых интересных инвестпроектов из всех уже заработавших у нас в республике.
— Что есть композит? Этот материал легче алюминия и прочнее стали, при этом делается он на основе базальта. А базальт фактически у нас под ногами. Поэтому крупнейшие страны тратят сумасшедшие деньги на эти технологии. Еще пять лет назад китайцы миллиарды готовы были выложить за эти технологии, — говорит Омаров, показывая плавильные печи и оборудование.
— Расскажите предысторию появления вашего предприятия. Почему вдруг решили освоить столь сложное производство?
— Инициаторами создания такого предприятия в нашей республике выступили завод стекловолокна и московская фирма «Новые базальтовые технологии» (НБТ). Совместное предприятие назвали НБТ «Дагестан». Почему у нас в республике? Наверное, потому что производство базальтового волокна в чем-то схоже с производством стекловолокна, поэтому и выбрали базовой площадкой наш завод, а где еще найти площадку лучше, чем завод стекловолокна?
— Расскажите о самом производстве.
— Для получения стекловолокна необходимо 12 компонентов сварить в стекло и из стекла получить ниточку. А у нас используется сама горная порода — базальт. Вот эта щебенка, которую вы видите, и есть базальтовая руда, она плавится в тех печах,- говорит он, показывая на щебень в мешках, что лежит у входа в цех, и на сами печи.
— После ваших слов сложилось такое впечатление, что это даже проще, чем получение стекловолокна, разъясните, в чем разница.
— Эти процессы разные технологически. Базальтовое производство на самом деле проще, если есть технология, но технологией на сегодняшний день обладают только три государства — Китай, Украина и Россия.
Далее он показал на оборудование, где и происходит вытяжка. Расплавленная масса вытягивается фильерным питателем, в результате получается непрерывное волокно в виде готового к продаже продукта – директ-ровинга.
— Если учесть, что земная кора на 90% состоит из базальта, то мы фактически плавим то, что лежит у нас под ногами. В процессе плавки сразу получаем базальтовое волокно — однокомпонентный материал. Так как базальт создала сама природа, это материал абсолютно экологически чистый. Еще одним его существенным преимуществом является инертность к любым агрессивным средам, — утверждает собеседник.
— То есть руда для производства есть в нашей же республике?
— В Дагестане есть залежи базальтов, но мы пока завозим руду из Украины. Сейчас геологоразведка занимается разработкой и экспертизой наших месторождений.
— Это ваша совместная инициатива?
— Нет, это поручение Правительства РД. Изначально, когда только говорили о возможности развертывания в республике такого производства, в расчет как раз бралось именно наличие местных месторождений руд и хорошей базовой площадки на заводе стекловолокна. Освоение добычи руды в собственной республике — это еще новые рабочие места.
— Кроме волокна, вы выпускаете еще какую-нибудь другую продукцию?
— Нами освоено производство базальтовых ролингов и базальтовых тканей.
— А где применяется базальтовое волокно?
— Основное его применение — это, конечно, композитные материалы для оборонных предприятий, в строительстве и промышленности. Сейчас большое распространение в строительстве получают базальто-пластиковая арматура и трубы.
Широкое применение находят композиты на основе базальта в авиастроении, железнодорожном и автомобилестроении. Незаменимы трубы с применением базальта для нефтяников. Можно бесконечно перечислять, где можно использовать материалы на основе базальта.
— Когда вы начали стабильный выпуск продукции? И какова мощность предприятия на данный момент?
— Наладили производство мы еще в прошлом году летом, а с января этого года уже идет бесперебойная работа с постепенным увеличением производственных мощностей.
На сегодня это уже 400 тонн базальтового волокна в год. Вообще рассчитываем довести мощность до 12000 тонн в год.
— Как с реализацией уже произведенной продукции, конкуренция сильная? Я к тому, насколько востребовано такое количество базальтового волокна?
— Конкуренция, конечно, есть, но я бы не сказал, что она сильная. По самым скромным подсчетам, потребность страны в базальтовом волокне составляет сотни тысяч тонн ежегодно, при этом суммарная мощность производств пока не превышает 5000 тонн в год.
— То есть вы изучили рынок до того, как начать производство?
— Безусловно, затевать производство чего-то, не изучив рынок, никто не станет.
— Все же где реализуются произведенное волокно и ролинги?
— В основном в России.
— А в нашей республике есть интерес к новому материалу?
— Думаю, интерес будет расти. Пока же у нас есть стабильный партнер — фирма «Дагнефтьиндустрия», которая производит стеклопластиковые и базальтопластиковые композитные трубы.
— У нас уже есть предприятие, которое выпускает композитные материалы?
— Да, причем несколько лет, находится оно в Кизилюрте.
— А вы не хотите наладить производство композитов на своем предприятии?
— На этой стадии производим только волокно. Композиты намерены начать выпускать на следующей, второй стадии реализации проекта.
— Не секрет, что столь широкая поддержка и внимание к инвестпроектам, реализуемым в республике, обусловлены их возможностью создавать рабочие места. Однако ваше производство большей частью автоматизировано, с одной стороны, это понятно — новые технологии, новое оборудование, но все же как с рабочими местами?
— Производство у нас полностью автоматизировано, но при этом на столь маленьком производстве уже занято 100 человек. Это непрерывное производство, здесь работают пять смен плюс обслуживающий персонал.
— Не могу не спросить, какова средняя зарплата на вашем предприятии у неквалифицированных работников?
— Я думаю, что она неплохая для Дагестана, в среднем 15-20 тысяч.