Начиная с 2003 года площадь, занимаемая посадками этой культуры в Дагестане, варьируется в пределах от 21 до 24 тысяч гектаров, валовые сборы увеличились с 104,5 тысячи тонн в 2000 году до 374 тысяч в 2009 и 307 тысяч тонн в 2010 году, урожайность – соответственно с 5,3 тонн/га до 16,5 тонн/га и 14,3 тонн/га в прошлом году.
В текущем году картофель выращивают во всех районах республики. На равнине и на землях отгонных пастбищ горных районов возделывают ранние сорта картофеля, в предгорной и горной зоне – поздние, пригодные к длительному хранению. Так, по информации Минсельхоза РД, на середину августа в Бабаюртовском, Ногайском, Тарумовском и еще в четырех других равнинных районах уборку урожая клубней завершили, а в большинстве горных районов к этой работе пока еще не приступили. Природно-климатические условия разные.
Тем не менее почти с трети картофельных полей республики (всего около 21 тысячи га) валовой сбор клубней превысил 107 тысяч тонн, а урожайность составляет более 17 тонн/га, или на одну тонну больше, чем на соответствующую дату прошлого года. По 30 тонн клубней собирают с каждого гектара дербентцы, по 27,5 тонны – магарамкентцы, по 25 тонн – шамильцы и тляратинцы.
Как бы дорого ни обходилась выращенная ручным трудом картошка, но она своя, и ее запас в подполе придает уверенность гражданам в том, что им голодать не придется. К тому же ранний картофель легко продается и приносит звонкую монету в бюджет сельской семьи. По данным Управления Россельхознадзора по РД, в 2009 году за пределами республики продано всего 200 тонн картофеля. Местная картошка плохо продается и на рынках республики. Она не выдерживает ценовой конкуренции с картофелем, завозимым из других российских регионов, а также из Ирана, Азербайджана и Пакистана. Ежегодно через дагестанский участок госграницы в нашу страну поступает около 90 тысяч тонн картофеля, часть которого находит покупателя в Дагестане.
В случае вхождения нашей страны в ВТО, когда на наши рынки устремится дешевая продукция в удобной упаковке, у дагестанского картофелеводства, как считают эксперты, мало шансов выстоять в конкуренции с картофельными плантациями Европы, где и посадку, и прополку, и окучивание, и внесение удобрений, и химобработку, и уборку урожая клубней, и их калибровку осуществляют механизмами.
Картофелевод личного подворья или фермерского хозяйства может противопоставить этому обычную лопату образца начала железного века и избыток мышечной силы своих домочадцев. Отрасль эта в Дагестане развивается по инициативе и силами членов личных подсобных хозяйств. Механизация заключается разве что в пахоте, других машин по картофелю никому не удавалось видеть. Никто по сути не помогает картофелеводам в борьбе с колорадским жуком. А сеют кто что может. Автор этих строк не знает ни одно масштабное хозяйство, в котором бы картофель выращивался с полной механизацией процессов труда, испытанными и положительно проявившимися в природно-климатических условиях Дагестана сортами картофеля.
Но тем не менее сохраняется надежда на нашего картофелевода, набравшего за последние десять лет опыт, поспособствовавший трехкратному росту урожайности клубней. Свободное поле картофельного бизнеса в Дагестане не следует уступать израильским, турецким и другим заезжим бизнесменам.
Похоже, что Минсельхоз РД всерьез озаботился проблемами картофеля. В частности, ожидается десант Минсельхоза РД и ДагНИИСХ на землях КФХ «Зул» Курахского района, где в течение многих лет ученые испытывают разные сорта картофеля.