X
09:18 17.04.2018

После заправок возьмутся за стройки

Вывести экономику из «тени», увеличить налоговые поступления – такую задачу поставил Владимир Васильев после своего прихода в Дагестан. Эту трудную работу начали с самой проблемной отрасли – топливно-энергетического комплекса. О том, как идет декриминализация этой сферы, мы попросили рассказать начальника Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РД ­Ражидина ЭФЕНДИЕВА.

– Говоря о сфере ТЭК, хотелось бы затронуть такую наболевшую проблему: республика оказалась в долговой яме перед поставщиками энергоресурсов. Почему сложилась такая ситуация и как найти из нее выход?

– Действительно, рост задолженности потребителей за энергоресурсы стал серьезной проблемой. Сегодня по газу она составляет свыше 39 млрд рублей, за электроэнергию – 25 млрд руб., из которой задолженность конечных потребителей – 7,5 млрд рублей, остальная сумма – внутренняя задолженность сетевых и генерирующих компаний. Для решения этой проблемы в масштабах СКФО была создана межведомственная рабочая группа под председательством министра по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова, его заместителем по работе в группе является начальник главка СКФО генерал-лейтенант С. Бачурин.

Также для организации и проведения соответствующих мероприятий на территории республики создана и работает соответствующая межведомственная рабочая группа при Правительстве РД.

В целях реализации поставленных задач в прошлом году мы провели 4 этапа оперативно-профилактических мероприятий «Неплательщик». Практически все крупные промышленные и коммерческие объекты обследовали на предмет хищения энергоресурсов, законности подключения, оплаты за потребленные энергоресурсы. Проведено свыше 6 тысяч проверок субъектов предпринимательства. По фактам хищения энергоресурсов было возбуждено 472 уголовных дела и составлено более 4900 административных материалов.

Это в определенной степени помогло стабилизировать обстановку. Увеличилось число заключенных договоров, платежная дисциплина повысилась. Но кардинально ситуация с задолженностью не изменилась.

Если анализировать проблему долгов за газ, то, на наш взгляд, есть системные просчеты в организации работы самой компании, которая занимается сбором платежей. С апреля 2017 года создана новая компания – ООО «Газпром Межрегионгаз Махачкала». Раньше сбор осуществлял филиал Пятигорского предприятия, который признан банкротом. Его преемник, будучи уже самостоятельным юридическим лицом, имеет все полномочия, чтобы стабилизировать ситуацию. Но с его приходом проблема только усугубилась. За 8 месяцев прихода этой компании на рынок долги перед поставщиками увеличились на более чем 4,6 млрд рублей.

Парадокс в том, что «Газпром Межрегионгаз Махачкала» является ООО с уставным капиталом 10 тысяч рублей, а через него проходят десятки миллиардов. Мы сегодня видим, что компания реально не заинтересована в наведении порядка. Более того, зачастую сотрудники компании сами участвуют в схемах по хищению средств вместе с крупными потребителями. Доказательством этого являются материалы уголовных дел. Только за прошлый год мы возбудили 60 уголовных дел в отношении сотрудников этой компании – руководителей абонентских служб, мастеров участков, контролеров и др.

О неблагополучной ситуации в компании говорит и тот факт, что до сих пор не завершена инвентаризация абонентской базы, предусмотренная решением правительственной комиссии РФ еще 12 декабря 2013 года (пункт 17 протокола № 9). По нашим данным, в ней насчитывается свыше 70 тысяч фиктивных лицевых счетов.

Сейчас мы проводим ревизию финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Уже выявлены серьезные нарушения. Все эти факты документируем и после завершения проверки по ним примем процессуальные решения, одновременно внесем соответствующие представления на имя руководителя «Газпрома» и других структур, которые должны контролировать работу компании.

– На рынке оборота ГСМ крутятся огромные средства. Это мы видим по количеству автозаправок. Но налогов собирается мало. Как решается эта проблема?

– С приходом нового Главы республики перед правоохранительными органами была поставлена задача пополнения доходной части бюджета, вывода экономики из «тени». В соответствии с этим указанием мы провели экономико-правовой анализ отраслей экономики. В первую очередь нас интересовал именно налоговый потенциал сферы оптово-розничной реализации ГСМ.

В Дагестане на сегодняшний день примерно 740 АЗС. Одни закрываются, другие открываются, но общая цифра примерно такая. На рынке работают также постоянные оптовые поставщики, это 28 юридических лиц. Общий объем налоговых платежей от всех этих субъектов бизнеса составляет примерно 208 млн рублей ежегодно. Реальный налоговый потенциал превышает 1 млрд рублей. Мы доложили об этом руководителю республики, приложили расчеты. После этого, как вы знаете, он собрал предпринимателей в этой сфере и обсудил сложившуюся ситуацию. Врио Главы призвал их к прозрачному ведению бизнеса. Они этот посыл услышали. Эффект, безусловно, будет. Я прогнозирую, что к концу года собираемость налогов дойдет до 70-80% от расчетного. К предприятиям, которые не услышали посыл по прозрачному ведению бизнеса, будем применять меры уголовно-правового характера.

Но я хочу сказать вот о чем: при этом надо следить, чтобы не было нежелательных последствий в виде повышения цены. Как только мы поставили вопрос уплаты налогов, некоторые сетевики стали поднимать цены на моторное топливо. Повышение составило в среднем рубль и более за литр. Считаю, что экономических оснований для такого шага не было. Сейчас готовим соответствующие поручения с целью выяснить экономическую обоснованность указанных фактов. При выявлении нарушений будем разбираться, в том числе с привлечением возможностей антимонопольной службы.

– Говоря о ГСМ, не могу не затронуть тему качества топлива. Водители его критикуют. Можно ли повлиять на ситуацию?

– Наши проверки подтверждают, что качество топлива на наших АЗС не всегда соответствует ГОСТу. Здесь есть несколько причин. Одна из них – отсутствие конкуренции со стороны крупных компаний, дорожащих своей репутацией. Они в республику пока не «пришли». Что касается наших компаний, то они заинтересованы прежде всего в приобретении на оптовых рынках более дешевого, так называемого «газового» бензина. У него и качество соответствующее. Мы выявляем факты поступления в розничную торговлю некондиционного бензина, привлекаем к ответственности виновных. Но здесь есть проблема: определение качества бензина идет по 20 параметрам. Сейчас в экспертно-криминалистическом центре МВД по РД нет необходимого оборудования по определению основных характеристик нефтепродукта. Поэтому проводится анализ только по 4 параметрам, таким как октановое число и др. Но октановое число можно присадками довести до показателей 92-й марки, хотя фактически он им не будет являться.

Другой момент – пробелы в законодательстве. Я считаю, что реализация некондиционного бензина образует состав преступления. Раньше в Уголовном кодексе существовала статья «Обман потребителя», которая предусматривала ответственность за недолив и не соответствующее ГОСТу качество моторного топлива при его реализации, однако она на определенном этапе исключена из Уголовного кодекса. В результате нет ни одного случая возбуждения уголовного дела по факту реализации некондиционного бензина, хотя к административной ответственности мы таких людей привлекаем.

– Мы затронули тему декриминализации ТЭК. На какие отрасли вы планируете обратить внимание вслед за этим?

– Прежде всего строительство. Здесь немного сложнее определить налоговый потенциал, потому что серые схемы изощреннее. К примеру, те, кто занимается индивидуальным строительством высотных домов за счет собственных средств, по документам оформляют объекты за счет средств пайщиков, соответственно здесь налоговая база минимальная. Поэтому сейчас основная задача – получить точную статистику: сколько сдается жилья, сколько из него коммерческого, сколько бюджетного. Нас, конечно же, интересуют коммерческое жилье, его налоговый потенциал. Словом, работы много.

Тэги:
налоги,

Похожие

Чтобы казна была полна

20
День работника налоговых органов в России отмечается 21 ноября. Этот праздник подчёркивает...

Вышли из «тени»

10
Зональная группа по увеличению доходной части бюджета и легализации теневого сектора экономики с участием представителей УФНС России по Республике Дагестан,...

Выгодное «но»

3
С 1 января 2025 года организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), становятся плательщиками налога на...

В статусе активного взаимодействия

12
Межведомственное взаимодействие в рамках реализации...

Перед отпуском погаси долги

12
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан рекомендует жителям...

В «тени» вольготнее, но…

20
Теневая экономика – давняя проблема Дагестана. По разным оценкам, ее доля составляет от 60 до...

Вопросы по ЕНС остаются

10
В Управление ФНС России по Республике Дагестан продолжают поступать вопросы, связанные с...

Получите справку

5
C помощью сервиса ФНС России «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде»...

Статьи из «Экономика»

В поисках работы

6
Уровень безработицы в России в 2024 году снизился до рекордно низкого уровня. Однако в целом...

Инвестиционная динамика животноводства

1182
Последние два десятилетия Дагестан обозначил себя...

Рост по всем показателям

10
Экономика Дагестана, вопреки всем трудностям, продолжает демонстрировать устойчивый рост...

Составляющие успеха

164
В эти зимние дни дагестанские аграрии активно ведут полевые работы, занимаются ремонтом...

Новые инициативы и сотрудничество

54
Республиканский промышленный кластер «Город обувщиков»...

Полвека в профессии

101
На одной стене кабинета висит картина величественного аула Чоха с террасно взбирающимися по...

Таможня на страже границ

17
Примечательно, что реплика: «Я мзду не беру. Мне за державу обидно» из фильма «Белое солнце...

Кадры: с учётом новой реальности

15
В ушедшем уже году в своём Послании Федеральному...

Аквакультура на оптимизме

40
Дагестан располагает достаточно весомым водным фондом внутренних водоемов с...

Вода будет!

7
Есть вода! Так был озаглавлен материал, опубликованный в предыдущем номере «Дагестанской...

Инвестиции в будущее страны

11
Несмотря на стремительный рост индивидуальных автомобилей, потребность в общественном...