Правовое поле и бизнес, или Как обелить экономику Дагестана
Нынешнее бурное развитие предпринимательства в Дагестане факт безусловный. Не сбавляет оно оборотов даже в условиях всевозможных ограничений и экономической турбулентности. Во многом этому способствует беспрецедентная поддержка государства. Второй год для малого бизнеса республики налог снижен до 1 %. А вот должной отдачи, судя по сборам в бюджет, не наблюдается. Почему?
Чтобы разобраться в этом и для выработки совместных действенных мер, по поручению Главы Дагестана Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РД Мурад Далгатов пригласил к разговору представителей Управления Федеральной налоговой службы России по РД и Управления Росреестра по РД.
Также к конференции по ВКС подключились представители Агентства по предпринимательству и инвестициям, Минтруда, Минсельхозпрода, Минпрома, Минтуризма, органов местного самоуправления. В состоявшейся дискуссии приняли участие и непосредственно представители крупных профессиональных объединений предпринимательского сообщества.
Ключевые проблемы, препятствующие развитию законной предпринимательской деятельности, и пути их решения стали предметом обсуждения чиновников и представителей бизнеса. Речь шла о роли органов местного самоуправления в поддержке легального бизнеса, о действующих в муниципалитетах мерах налоговой, имущественной и финансовой поддержки.
В своем докладе Мурад Далгатов в частности отметил, что в целях увеличения доходной части местных бюджетов главам районов и городов следует наладить ежедневную работу с бизнесом, направленную на легализацию «теневого» сектора экономики. Эта работа на местах, по его мнению, ведется недостаточно.
«У нас действуют одни из самых низких налоговых ставок в стране, что позволило не только сохранить, а иногда и расширить своё дело многим предпринимателям, но и привело к значительному увеличению налоговых поступлений в бюджет», – сказал он.
Уполномоченный выразил благодарность Главе республики за действующие пониженные ставки по налогам и отметил, что предприниматели, которые исправно платят налоги, надеются на продление действующего режима.
«Все средства, вложенные недобросовестными предпринимателями в свое дело, после их «обеления» становятся реальными инвестициями», – отметил Далгатов, подчеркнув, что без инициативности администрации территориальных образований и мотивации бизнеса прорыва не добиться в борьбе с теневой составляющей экономики. «Необходимо доверие бизнеса к местным властям, а без соответственного отношения к бизнесу его не завоевать», – сказал он.
Несмотря на то что налоговые доходы от применения упрощенной и патентной систем налогообложения (которые применяются большинством предпринимателей республики) с 2018 года в полном размере переданы в бюджеты муниципальных районов и городских округов, главами муниципалитетов сегодня не принимается достаточных мер для увеличения налоговых поступлений.
В республике функционирует множество коммерческих объектов, которые либо по документам имеют жилое назначение, либо вовсе не зарегистрированы, а имеющиеся в распоряжении муниципалитетов земельные участки сдаются в аренду без заключения договоров и т. д. То есть ресурсы для увеличения налогооблагаемой базы зачастую практически не используются.
Тем не менее в сравнении с прошлым годом в Дагестане всё же наблюдался рост количества субъектов МСП на 10 %, что более чем в 2 раза превышает среднероссийские значения (+4 %). Если же сравнивать со значениями 2021 года, то рост составляет почти 18 %. Но несмотря на положительную динамику на протяжении последних лет законное «белое» предпринимательство всё ещё недостаточно развито.
По мнению омбудсмена, это наглядно показывает наблюдаемый статистикой высокий уровень прочих денежных поступлений (неконтролируемые доходы) в балансе денежных доходов населения, который у нас составляет более 50 %, тогда как в среднем в РФ не более 11 %, а в субъектах СКФО РФ – 32 %.
То есть более половины денежных доходов людей не имеют конкретного источника возникновения, это не доходы от предпринимательской деятельности, не заработная плата и не доходы от сдачи имущества в аренду.
Предприниматели и организации, не оформляющие в установленном порядке трудовые отношения со своими сотрудниками, ссылаются при этом на достаточно высокую налоговую нагрузку. Даже при размере «белой» заработной платы сотрудника на уровне МРОТ – около 16 тыс. руб., работодатель, учитывая НДФЛ и обязательные страховые взносы, должен заложить в фонд оплаты труда почти 23 тыс. руб. на 1 сотрудника, что, безусловно, потребует повышения стоимости реализуемых товаров и оказываемых услуг. На такие шаги многие представители дагестанского бизнеса сегодня идти не готовы, утверждает омбудсмен.
Как рассказал Мурад Далгатов, для ускорения процесса «обеления» регионального бизнеса в республике сформированы зональные рабочие группы, которые уже начали свою деятельность. Все главы муниципалитетов включены в неё, председателями групп поставлены задачи, важно, чтобы и в дальнейшем эта работа проводилась системно. Также в целях обеспечения результативности, по его мнению, следует разработать и утвердить ключевые показатели. В их числе, к примеру, показатели прироста числа субъектов МСП на 10 000 человек населения, поступления налоговых платежей и взносов в социальные фонды.
Подтолкнуть «серый» бизнес к выходу в правовое поле, по мнению омбудсмена, также способны региональные и муниципальные меры поддержки, которыми, однако, может воспользоваться только легальный бизнес.
По итогам обсуждения предложения, сформированные совместно с бизнесом, направленные на развитие законной предпринимательской деятельности в республике, направлены секретарю Совета безопасности РД.