Предпринимательство: поддержка или развитие?
То, что поддержка развития малого и среднего предпринимательства важна, не раз отмечал Президент РФ Владимир Путин. Пока же вклад в ВВП страны от малого бизнеса, в том числе в Дагестане, все еще невелик. Почему?
Руководитель Агентства по предпринимательству и инвестициям Дагестана Гаджи Гасанов (на снимке) отмечает: тренд на поддержку бизнеса сохранился, но больше акцент делается на развитие.
– Эта задача поставлена как Президентом РФ Владимиром Путиным, так и Главой Дагестана Владимиром Васильевым, – говорит он. – Здесь требуются не столько поддержка, сколько усилия по организации благоприятной среды, предоставления бизнесу возможностей и предпосылок для развития. Мы нацелены развивать и ориентировать дагестанский бизнес на новые цели и задачи, в том числе добиться вывода продукции на экспорт. Для этого у дагестанских предпринимателей масса преимуществ.
У нас культура предпринимательства своеобразная. К примеру, большой товарооборот, но в большей части он находится в «тени». Очень большая работа в настоящем ведется, чтобы направить предпринимателей в правовое поле. Не только кнутом. Для этого мы работаем над созданием благоприятной среды, где бы бизнесу было комфортно работать в открытую. Это и есть развитие, так как бизнес, действуя по «серым» схемам, не может выйти из зачаточного состояния. Так вырасти невозможно. И это многие уже понимают и работают в рамках закона.
– Речь об определенном стандарте, когда предприниматели платят налоги и ведут свою хозяйственную деятельность прозрачно?
– Задача не только в том, чтобы платить налоги. Настоящий рост и успех может получить только легальный бизнес. Так же, как и доступ к финансовым инструментам, возможностям в приобретении займов, земельных участников, недвижимости, лизинга. Только тогда бизнес может развиваться в той сфере, в которой он работает. Тогда и органы государственной власти станут воспринимать его серьезно, ведь предприятия будут в горизонте легальной деятельности. К примеру, промышленный сектор Дагестана или АПК, имеющие вполне серьезные перспективы выхода на внешние рынки. Многие из этих предприятий малы, но есть возможности для кооперации, кластеризации. Есть площадки со всевозможными государственными преференциями, где можно собрать их в объединения.
Эти методы способны помочь им оптимизировать свои издержки, выйти со своей продукцией на внешние рынки. Но как мы можем помочь им в этом, если не видим, что и как там производится, каков у них потенциал, реальные обороты?
Время «тени» прошло, пора выходить на свет!