Широко обсуждаемые сегодня обществом приоритетные национальные проекты являются новой для нашей страны формой государственной инициативы в сфере обеспечения основных функций государства. В частности, в вопросе обеспечения граждан России доступным и комфортным жильем одной из важнейших стратегических новаций можно назвать становление первичного ипотечного жилищного кредитования. Сегодня главная проблема ипотеки заключается в дисбалансе между потребительским спросом на длинные дешевые кредиты и банковскими предложениями коротких и дорогих кредитов.
Существует и ряд других, не менее важных проблем. Основными из них являются: несовершенство законодательной базы в строительстве; отсутствие у большинства субъектов РФ перспективных планов развития территорий и генеральных планов развития городов; грубые нарушения чиновниками порядка предоставления, а точнее, продажи земельных участков под жилую застройку; дефицит инженерно подготовленных территорий; наличие множества согласовывающих организаций и чрезмерная длительность процесса согласования проектно-технической документации на строительство жилья; высокая стоимость квартир.
Фундаментом успешной реализации проекта является вопрос нормативно — правового обеспечения. На уровне Федерации были приняты такие основополагающие законы, как Градостроительный и Жилищный кодексы, законы в сфере ипотечного кредитования жилья и ряд других важных нормативных актов. Немало в этом направлении делается и в нашей республике.
Так, Народным Собранием Республики Дагестан принят Закон "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Республике Дагестан", устанавливающий порядок функционирования и развития ипотечного жилищного кредитования, направленного на улучшение жилищных условий граждан.
Безусловно, острой является проблема предоставления земельных участков под строительство жилых домов, обеспеченных инженерной и коммунальной инфраструктурой. Нужны крупные земельные участки, т.к. точечная застройка порождает множество проблем и неудобств. Это возможно только в том случае, если в регионах будут осуществляться территориальное планирование, грамотная и эффективная градостроительная политика, созданы генеральные планы городов.
На сегодняшний же день жилищное строительство во многих регионах, в том числе и в Дагестане, развивается точечно. Подобного рода методы порождают множество проблем. Во — первых, новые дома при этом "садятся" на старые коммуникации, которые и так находятся в плачевном состоянии. Другой аспект этой проблемы состоит в том, что строительство домов (т. е. увеличение количества жильцов в микрорайонах) должно сопровождаться развитием инфраструктуры, строительством школ, детских садов, поликлиник. Следствием этого, как показывает практика, становится рост социальной напряженности, в условиях которой говорить о комфортной жизни не приходится.
Очевидно, что жилищное строительство должно непременно сопровождаться развитием коммунальной инфраструктуры в рамках подпрограммы, эффективность которой должна выразиться в снижении уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры и создании благоприятных условий для привлечения внебюджетных средств.
Существует в данной сфере и ряд нерешенных вопросов. Уже имеющийся опыт показывает, что увеличение объемов ипотечных кредитных ресурсов без адекватного увеличения предложения жилья способствует ускоренному повышению цен.
Рост цен объясняется и тем, что строитель несет затраты не только по строительству дома и не только вкладывает непосредственно в строительные работы, а дополнительно оплачивает различного рода поборы и так называемые "обременения". Проблемой являются и высокие цены на продукцию и услуги естественных монополий. Очевидно, что только принятие нормативных правовых актов, предусматривающих как определенные стимулы, так и степень ответственности застройщиков, производителей и потребителей энергоресурсов за их оптимальное использование и экономию, может способствовать ускорению процесса модернизации инженерных систем жизнеобеспечения, сохранению невозобновляемых источников энергии, развитию альтернативной энергетики и нетрадиционных источников энергии. В этом случае новое строительство будет в полной мере обеспечено необходимыми ресурсами, а граждане получат доступное, адекватное по стоимости и качеству жилье.
Существенного пересмотра, по нашему мнению, требуют и критерии допуска к участию в ипотечных программах. Особенно это актуально в связи с существующим сегодня разрывом между регионами в уровне социально-экономического развития. Так, к примеру, в Республике Дагестан достаточно остро стоит проблема нахождения баланса между максимально допустимым для молодых семей возрастом вступления в программу и уровнем их дохода, т.к. у подавляющего большинства молодых семей он не дотягивает до требуемого порога.
Обобщая и анализируя сделанное, можно сказать, что приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье — гражданам России" ставит перед собой благую цель — обеспечение каждой российской семьи благоустроенным жильем. Для её достижения должны быть решены следующие задачи: увеличение объемов массового жилищного строительства в полтора раза при удержании цен на готовое жилье в разумных пределах; предоставление нуждающимся семьям доступных ипотечных кредитов, замена ветхого и аварийного жилья современным; крупномасштабное строительство муниципального жилья с предоставлением нуждающимся по договорам социального найма; капитальный ремонт и модернизация жилищно-коммунального хозяйства.
Объем ресурсов, необходимый для решения этих задач, многократно превосходит возможности государственного бюджета. Необходимые средства могут быть предоставлены государственной банковской системой при соблюдении принципа возвратности выдаваемых кредитов.
Общий объем кредитных ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели, ограничен производственной мощностью строительного комплекса и возможностями её расширения.
Выход за пределы этого ограничения будет подпитывать рост цен на жилье. Чтобы избежать инфляционных последствий резкого увеличения объемов финансирования жилищного строительства, необходимо предусмотреть как меры по демонополизации строительного рынка, так и встречные обязательства заемщиков государственных кредитных ресурсов по соблюдению предельных цен, рекомендуемых государством. Для этого должна быть разработана и утверждена методика определения предельно допустимых цен для включения строящихся объектов в программы государственного кредитования. В свою очередь муниципальные органы власти должны бесплатно предоставлять земельные участки под строительство при условии развития инфраструктуры, а коммунальные и энергетические монополии — подключать к сетям тепло- и водоснабжения без взимания платы за мощность.
Основными направлениями работы должны стать: увеличение объемов жилищного строительства путем комплексного освоения территории, развитие и модернизация инженерно-транспортной инфраструктуры и строительство объектов социальной сферы, повышение инвестиционной привлекательности строительной отрасли, повышение покупательской способности населения через удешевление ипотечных кредитов и увеличение государственного субсидирования процентов, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем определенных федеральным законодательством категорий граждан.
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




104