Функционирующие в республике зональные рабочие группы, нацеленные на реализацию стратегии сокращения нелегальной занятости для улучшения экономической обстановки в регионе, дают определенные результаты. Так, по данным Минтруда Дагестана, к концу мая этого года было официально трудоустроено 12 827 человек, ранее работавших в неформальном секторе экономики. В ходе деятельности зональных рабочих групп на территории республики было проверено 15 978 предприятий. В результате проверок 3658 организаций были зарегистрированы в налоговых органах, оформлено 9230 актов о нарушениях, подписано 1532 трудовых соглашения.
По информации министерства, за 11 месяцев прошлого года общая сумма взносов на физических лиц составила более 36,1 млрд рублей, что в 1,3 раза больше, чем годом ранее. По данным регионального Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за год количество неработающего застрахованного населения в республике снизилось примерно на 39 тысяч человек.
Тем не менее проблема все еще актуальна, в особенности для столицы республики – торгового центра Дагестана. Как выясняется, в рамках реализации соответствующих мероприятий между ведомствами возникает недопонимание. И это явная палка в экономическом колесе республики. Один такой случай мы и разберем сегодня.
Напомним, в мае этого года в одном из ТГ-каналов сообщалось, что глава Ленинского района Махачкалы Магомед Алхасов направил на имя руководителя Управления Федеральной налоговой службы РФ по Республике Дагестан А. И. Байрамова досудебную претензию. Суть: ненадлежащее исполнение данным ведомством обязанностей по обеспечению полноты сбора местных налогов и о взыскании в результате убытков.
В частности, согласно данным источника со ссылкой на Алхасова, сообщалось следующее: «В 2024 году администрацией района неоднократно выявлялись факты ненадлежащего исполнения УФНС по РД своих обязанностей по обеспечению полноты сбора местных налогов, что влечёт существенные фискальные последствия и ограничивает меры налогового контроля: неполный учет объектов налогообложения, занижение налоговой базы, несвоевременная уплата налогов, бездействие по взысканию задолженности и т. д.
К сожалению, надлежащих мер к взысканию задолженности по налогам своевременно предпринято не было. В ряде случаев это позволило крупным должникам путем передачи прав собственности третьим лицам произвести отчуждение принадлежавшего им имущества из подлежащей к взысканию массы, что фактически привело к невозможности этих задолженностей.
Покупатель, участковый, работник местной администрации, тот же налоговик и прочие – шестеренки в механизме «обеления» экономики. Или участники простой, но мощной по губительному воздействию коррупционной схемы – коль скоро им на руку процветающий безнал, зарплата в конвертах и прочая «тень»
Также проблемой является ненадлежащий учет объектов налогообложения, когда УФНС по РД не производит начисление налога на имущество, ссылаясь на отсутствие данных о собственниках объектов капитального строительства в поступающих из Росреестра сведениях из ЕГРН об объекте капитального строительства. При этом у самого земельного участка, на котором расположен такой объект, правообладатель имеется.
На основании вышеизложенного администрация района требует устранить нарушения и обеспечить как полноту сбора местных налогов, так и взыскание задолженности в полном объеме, в том числе рассмотрев вопрос о возмещении администрации убытков, причиненных УФНС по РД ненадлежащим исполнением своих обязанностей. Сумма таковых предварительно оценивается в 1 млрд 170,6 млн рублей».
Сразу после публикации этого сообщения «Дагестанская правда» обратилась за комментариями к руководителю УФНС по РД. Вот тут-то и возникло недопонимание. Приводим текст ответа полностью.
Нам пишут
«УФНС России по Республике Дагестан (далее – Управление), рассмотрев Ваше обращение, сообщает следующее. На «досудебную претензию» администрации внутригородского района «Ленинский район» г. Махачкалы (далее – Администрация) о ненадлежащем исполнении обязанностей по обеспечению полноты сбора местных налогов и взыскании убытков от 19.05.2025 № 51.02/01-61-1085/25 Управлением направлен официальный ответ в установленный законом срок – исх. № 12-03/393663 от 17.06.2025.
Управление информирует, что по результатам проведенного анализа установлено: претензии, предъявленные Администрацией к налоговому органу, не нашли своего подтверждения, противоречат установленным фактическим обстоятельствам и не имеют под собой правового обоснования.
Следует отметить, что на основании постановления Правительства Республики Дагестан от 24.11.2009 № 420 создана Межведомственная комиссия по определению налогового потенциала муниципальных районов и городских округов. Комиссия ежегодно анализирует налоговую базу муниципальных образований, разрабатывает рекомендации и направляет их органам исполнительной власти и местного самоуправления. Результаты работы отражаются в протоколах, подписываемых представителями муниципалитетов, и итоговом отчете, который направляется в адрес Правительства Республики Дагестан.
Согласно ст. 39 Закона Республики Дагестан от 10.06.2022 № 39 «Закон о бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Дагестан», проект республиканского бюджета формируется Правительством Республики Дагестан. Непосредственное составление проекта республиканского бюджета осуществляет Министерство финансов Республики Дагестан. После его утверждения Народным Собранием закон вступает в силу. Местные бюджеты утверждаются соответствующими муниципальными органами.
Соответственно, плановые назначения по земельному налогу на 2024 год для Ленинского района г. Махачкалы были сформированы при участии администрации района.
В части суммы задолженности по имущественным налогам (в т. ч. по земельному налогу), образовавшейся в связи с неуплатой налогов налогоплательщиками добровольно, Управлением приняты все меры принудительного взыскания, установленные НК РФ.
Кроме того, все обеспечительные меры, направленные на исполнение требований, содержащихся в судебных актах о взыскании налоговой задолженности (наложение ареста на имущество должника, запрет на регистрационные действия, ограничение права, временное ограничение права на выезд должника за пределы Российской Федерации), применяются судебным приставом-исполнителем в рамках возбужденного исполнительного производства.
Особое внимание хотим обратить на то, что при начислении имущественных налогов налоговые органы используют сведения об объектах собственности и их владельцах, представленные органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (органы Росреестра), органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств (подразделения ГИБДД МВД России, инспекции Гостехнадзора, подразделения Росморречфлота, центры ГИМС МЧС России, Росавиация и т. д.), регистрацию актов гражданского состояния (органы ЗАГС), в соответствии со ст. 85 НК РФ, а также иными уполномоченными органами.
Также напоминаем, что кадастровый учет, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также государственный кадастр недвижимости осуществляют органы Росреестра.
Соответственно, налоговыми органами исчисление налогов осуществляется исключительно на основании предоставленной регистрирующими органами информации.
Обращаем внимание, что налоговые органы не уполномочены проверять достоверность представленных сведений и самостоятельно вносить изменения в них, даже на основании представленных налогоплательщиком документов.
Также хотим напомнить, что в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации осуществление муниципального земельного контроля отнесено к полномочиям органов местного самоуправления – администраций городов, районов, поселений и иных муниципальных образований.
Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований к использованию и охране земель в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
Управление, со своей стороны, в рамках проводимой работы по актуализации сведений о земельных участках на постоянной основе направляет информацию об отсутствии в базе данных налоговых органов данных о правообладателях в адрес Управления Росреестра по Республике Дагестан, а также Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан.
Предъявляя необоснованные претензии к Управлению в части ненадлежащего учета объектов налогообложения, Администрация перекладывает полномочия органов местного самоуправления и иных органов исполнительной власти на налоговые органы.
Исходя из вышеизложенного, доводы Администрации о нарушении Управлением обязанностей по обеспечению полноты сбора местных налогов и возложении на него ответственности за причиненные бюджету убытки являются несостоятельными.
Мы ценим Вашу заинтересованность в освещении социально значимых вопросов. Однако в целях недопущения распространения недостоверной информации и во избежание введения в заблуждение граждан настоятельно рекомендуем предварительно ознакомиться с правовыми основами рассматриваемого вопроса, а также выслушать позицию всех сторон, прежде чем формировать публичные суждения.
При необходимости Вы можете связаться со специалистами Управления для получения разъяснений в рабочее время по телефонам, указанным на официальном сайте ФНС России.
Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса М. Р. Тагирова».
Когда в товарищах согласья нет
Есть такая поговорка: «Оправдываются виноватые». Поэтому в свою защиту скажем. Подчеркиваем: не в оправдание, а в защиту, поскольку считаем, что в этом вдруг возникла необходимость.
Первое: мы не распространили недостоверную информацию и не ввели в заблуждение граждан, как это предположили наши коллеги в налоговой службе. В своем запросе «Дагправда» лишь сослалась на публикацию в социальной сети, в связи с чем и попросила дать комментарий компетентного органа.
В этом плане формулировка представителя «УФНС по РД «настоятельно рекомендуем предварительно ознакомиться с правовыми основами рассматриваемого вопроса, а также выслушать позицию всех сторон, прежде чем формировать публичные суждения» явно не имеет смысла. Мы не сформировали публичные суждения, не приняли чью-либо сторону. Как раз чтобы выслушать позицию всех сторон, сделать в последующем выводы, и обратились за комментарием в налоговую. А потому завуалированная претензия от ведомства звучит, мягко говоря, некорректно. К слову, совет получать разъяснения в рабочее время по телефонам, указанным на сайте ФНС России, нельзя назвать нерабочим – стоит ознакомиться с отзывами людей по этому поводу.
Второе. Как мы уже говорили, проблема неформальной занятости для Махачкалы, как и для других муниципалитетов республики, остается актуальной. Где-то власти на местах куда более эффективны в выводе из «тени», где-то работа ведется вяло. Однозначно, что действовать необходимо в содружестве, но ни в коем случае не враждуя и, как верно заметили в налоговом органе, не перекладывая собственные обязанности на других. Иначе выходит, что в товарищах согласья нет.
Покупатель, участковый, работник местной администрации, тот же налоговик и прочие – шестеренки в механизме «обеления» экономики. Или участники простой, но мощной по губительному воздействию коррупционной схемы – коль скоро им на руку процветающий безнал, зарплата в конвертах и прочая «тень». И если верить официальным данным (40–50 % неформальной занятости), в улучшении ситуации мы заинтересованы наполовину.
Простой пример: каждый из нас знает, что на рынках, в подавляющем большинстве торговых точек, в транспорте и общепите, в сфере услуг, в автосервисах расплатиться картой не получится. Не всегда это возможно даже в учреждениях, относящихся к государству, что уж говорить про частников. Знаем ведь. Тогда в данном случае ссылка на законодательные акты, постановления и прочую бюрократию – как раз и есть перекладывание ответственности. Точнее, отказ от нее.
Должна работать схема: «пришел, увидел, «обелил». Без оправданий собственного желания не выходить на свет, и насчет необходимости некошмарить бизнес. И мы сейчас не говорим конкретно лишь о работниках налоговой службы, уточняем это, чтобы вновь не быть неверно понятыми. Касается это всех органов власти, заинтересованных в процессе увеличения налоговых сборов и честной экономике.
И третье: не стоит делать секретной работу в целом. Межведомственное взаимодействие, к примеру, тот же обмен информацией об отсутствии в базе налоговых органов данных о правообладателях земельных участков, вряд ли хранит государственную тайну. Почему бы не создать регулярную практику освещения в СМИ проблемных вопросов и действенных мер по их решению? Со своей стороны можем заверить, что абсолютно открыты и готовы к такому, уверены, полезному сотрудничеству.