X
11:06 16.12.2021

Проблемы ЖКХ решаем сообща

Абдурахман Адамов, председатель Дагестанского республиканского комитета Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения
Выпуск - 2021 №№347-348
73

Жизнь не раз доказывала, что от слаженной и чёткой работы трудовых коллективов предприятий жилищно-коммунального хозяйства напрямую зависят качество жизни дагестанцев и стабильная работа инфраструктуры городов и населённых пунктов республики.

Сегодня сфера жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации – одна из базовых отраслей экономики с годовым оборотом 6,4 трлн руб., с 6 % ВВП.

Каково же положение этой отрасли в нашей республике?

Сегодня в системе ЖКХ работают около 14 500 человек (без сезонных рабочих), годовой оборот отрасли – 3,9 млрд руб., среднемесячная заработная плата работников – 22 280 руб.

В республике, где кругом реки и родники с чистой прозрачной водой, остро стоит вопрос водоснабжения населения.

Основная проблема жилищно-коммунального хозяйства республики – уровень износа основных фондов. Средний уровень физического износа объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения по республике составляет 69 %, достигая в отдельных муниципальных образованиях 75-82 %.

Доля водопроводных сетей, нуждающихся в замене (ветхие), составляет 36,1 % (5036 км) от их общей протяженности, канализационных – 38,3 % (756 км), тепловых сетей – 33,7 % (201 км в 2-трубном исчислении), доля утечек воды – 2 % от общего объема поданной в сеть воды.

Тревожит то, что темпы роста износа основных фондов опережают темпы их реконструкции и замены. Только для прекращения дальнейшего роста уровня износа ежегодная потребность в замене трубопроводов в республике составляет не менее 5 %, при этом меняется в среднем до 2,5 %.

Недостаток мощностей водопроводов не менее актуальная проблема.

Имеющиеся мощности водопроводов используются со значительной перегрузкой и не обеспечивают бесперебойного водоснабжения населения. В городах Дербенте, Дагестанские Огни, Буйнакске, Каспийске, Хасавюрте и Южно-Сухокумске вода подается по графику. Дефицит мощностей водопроводов в указанных городах с учётом развития составляет около 260 тыс. куб. м в сутки.

Третья проблема – дефицит мощностей очистных сооружений водоснабжения и канализации. Из-за дефицита мощностей и ветхого состояния существующих очистных сооружений водоснабжения и канализации удельный вес воды, пропущенной через очистные сооружения, составляет 46 % от количества поданной в сеть воды, удельный вес сточных вод, поданных на очистку, к общему объему сточных вод – 44 %.

Отсутствуют очистные сооружения водоснабжения (ОСВ) в городах Избербаше, Хасавюрте, Буйнакске, Дербенте, Кизляре, Дагестанские Огни, Буйнакске, Южно-Сухокумске. Дефицит мощностей ОСВ во всех городах составляет около 340 тыс. куб. м в сутки.

В городах Буйнакске, Хасавюрте, Кизляре, Дагестанские Огни, Южно-Сухокумске отсутствуют очистные сооружения канализации (ОСК). Дефицит мощностей ОСК во всех городах составляет около 500 тыс. куб. м в сутки.

Ещё одна проблема – эксплуатация устаревшего неэффективного котельного оборудования. В городах Дагестанские Огни, Кизилюрте, Хасавюрте, Каспийске и Южно-Сухокумске износ котельного оборудования и тепловых сетей составляет более 75 %. В котельных применяется оборудование устаревших модификаций с низким коэффициентом полезного действия 0,6-0,7.

Анализ результатов деятельности предприятий показывает, что уровень платежей за жилищно-коммунальные услуги в среднем снизился с 76 % за 2019 год до 64 % на 01.07.2021 год. Это привело к увеличению как дебиторской, так и кредиторской задолженности предприятий коммунального комплекса.

Я уже не буду говорить о серьёзной дебиторской и кредиторской задолженности предприятий ЖКХ. А остановлюсь на том, что, по данным Управления Роспотребнадзора по РД, качественной питьевой водой обеспечено 68,7 % населения Республики Дагестан (2136,3 тыс.чел.). Доля городского населения, обеспеченного качественной питьевой водой, составляет 54,6 % (1167,3 тыс. чел.), сельского – 45,4 % (968,9 тыс. чел.).

Приоритетные направления развития систем водоснабжения в республике определены подпрограммой «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Дагестан» в составе государственной программы Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан», в рамках которой до 2021 года предусмотрены мероприятия по проектированию, строительству и реконструкции более 110 объектов водоснабжения с общим объёмом финансирования около 12,35 млрд рублей, ввод в эксплуатацию которых позволит обеспечить качественной питьевой водой около 900 тыс. человек.

Для решения стоящих перед отраслью проблем требуются высококвалифицированные кадры, способные решать организационные и технические задачи. Поэтому проблемы кадровой перезагрузки ЖКХ (система профессиональных стандартов, обучения и оценки квалификаций) приобретают на современном этапе реформ всё более важное значение.

Однако изучение практики реформирования ЖКХ в стране показало, что реализация многих полезных федеральных проектов и законодательных инициатив в отрасли неоднократно проваливалась из-за некомпетентности значительной части муниципальных чиновников, управленцев и специалистов компаний.

Другим тормозом реформ в ЖКХ, безусловно, остаётся кадровый дефицит.

Однако сегодня у нас в республике действует лишь единственное учебное заведение по подготовке, переподготовке специалистов рабочих профессий – государственное образовательное учреждение «Республиканский учебный центр» при Министерстве строительства РД, оснащённый всем необходимым оборудованием, преподавателями и мастерами, готовящий рабочих-специалистов для жилищно-коммунального и строительного комплексов республики.

Следует отметить, что Государственная жилищная инспекция и Комиссия Республики Дагестан по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами проводят квалификационный экзамен с претендентами на получение аттестата по перечню вопросов, предлагаемых Правительством Российской Федерации.

В ГАУ РД «МФЦ в РД» введена достаточно оправданная схема подборки кадров на работу. Здесь претендентов на любую должность в сети МФЦ готовят два месяца. И самое главное – руководство МФЦ республики заинтересовано в этом и само проводит с претендентами занятия (семинары).

В целях более эффективного решения кадровых проблем в нашей сфере считаем необходимым скоординировать работу всех заинтересованных в этом организаций, чтобы выстроить целостную и стройную отраслевую систему по подготовке и переподготовке кадров для жилищно-коммунального хозяйства республики, с учётом современных требований.

В то же время считаем необходимым разработать в республике программы подготовки и переподготовки кадров высшей квалификации для организации ЖКХ с учётом переформирования государственных образовательных стандартов, приведя в соответствие с профессиональными стандартами, предусмотрев в этих программах получение учащимися как профессиональных знаний, так и навыков практической эксплуатации объектов и систем инженерной инфраструктуры.

Конечно, важным механизмом обеспечения эффективных преобразований в ЖКХ должна стать профориентационная работа среди учащихся общеобразовательных организаций. Необходимо добиться преодоления среди молодёжи комплекса непривлекательности профессий и специальностей жилищно-коммунального хозяйства.

При этом формирование современной кадровой политики в ЖКХ должно быть неразрывно связано с позитивными изменениями в системе оплаты труда в отрасли, а также мерами по обеспечению достойных условий работы. К сожалению, сегодня среднемесячная зарплата в ЖКХ составляет менее 60 % от средней по стране, а текучесть кадров превышает на многих предприятиях 30-35 %. Поэтому подготовленные квалифицированные специалисты и рабочие в таких условиях долго не задерживаются в отрасли и находят лучшие условия труда и более высокую заработную плату в других отраслях производства и сферы обслуживания.

Следует также возродить практику предоставления работникам ведомственного жилья и общежитий, что способствовало бы их закреплению в организациях ЖКХ. Однако сейчас такая социальная гарантия в отрасли неоправданно упразднена.

Хотелось бы отметить, что действующее законодательство и нормативно-правовая база кадровой политики в сфере ЖКХ нуждаются в дальнейшем совершенствовании с использованием научно-методической экспертизы.

Решение трудоёмких задач с общей географией в системе ЖКХ на предстоящие годы требуют от Правительства республики, депутатского корпуса всех уровней, руководителей органов власти на местах высокой организованности и ответственности перед дагестанцами.

Что касается профсоюзных комитетов на предприятиях сферы ЖКХ, то они остаются серьёзной опорой и авангардом при выполнении планов по обеспечению населения республики бесперебойно водой, теплом и электричеством.

Статьи из «ЖКХ»

После ремонта – комфорт

9
Мы много говорим о ремонте социальных объектов – школ, детских садов, поликлиник, учреждений...

Аморальная жара, или Само не рассосётся

49
Мы полны парадоксальностей. Давайте рассудим....

Тарифы «обжигают»

23
С 1 июля 2024 года в Дагестане выросли тарифы на услуги ЖКХ, заявил в рамках пресс-конференции...

Энергосбережение: тренд или лозунг?

88
Электрогенерация в настоящее время обеспечивает...

«Больше слов, меньше дела»

16
«Важнейшей задачей, стоящей перед администрацией города и ресурсоснабжающими...

Несветлая сторона энергетики

52
«Призываем жителей Дагестана с пониманием отнестись к сложившейся ситуации, ведь работы...

Тарифы обоснованы, как и жалобы

28
Коммунальная тема крайне болезненна для дагестанцев и...

Зима прошла, проблемы остались

61
На дворе в разгаре весна. Холода, в проекции минувшего...