X

Прозрачность – залог борьбы с коррупцией

Ахмед Ахмедов
Выпуск - 2022 №№ 266-276
86

Борьба с коррупцией – одно из главных направлений деятельности нашего государства. Ныне существует достаточное количество инструментов успешного противодействия ей. Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг – один из них, обеспечивает прозрачность при предоставлении государственных и муниципальных услуг и защиту граждан и организаций от противоправной деятельности и злоупотреблений представителей власти. О том, как МФЦ в РД помогает в этой работе, рассказал временно исполняющий обязанности министра экономики и территориального развития Дагестана Адильхан Ахмедов.

– В нынешнем году исполняется 13 лет со дня открытия первого многофункционального центра в нашей республике. Сегодня в Дагестане уже более 58 его филиалов и они пользуются доверием граждан.

– Однако в начале работы для подавляющей части наших земляков многофункциональные центры были малознакомы и отношение к ним оставалось достаточно скептическим. Наша первостепенная задача состояла в том, чтобы объяснить, что из себя представляют данные учреждения. Для этого сотрудникам на первых порах приходилось регулярно проводить подомовые обходы, информировать население на рынках, сельских сходах, в мечетях. Но самым важным фактором, благодаря которому многофункциональные центры завоевали столь высокую популярность, безусловно, стал тот формат, который они привнесли во взаимодействие государства и граждан, при котором последние, независимо от характера возникшей жизненной ситуации, обращаются за соответствующей услугой в единый центр, где им окажут консультацию, а главное – помогут получить необходимый документ. С момента создания первого многофункционального центра число предоставляемых услуг выросло более чем в 2 раза. Через МФЦ в РД дагестанцы регистрируют недвижимость, оформляют пособия, записывают детей в детский сад и школу, получают паспорта и меняют водительские удостоверения. В общей сложности за год МФЦ в РД оказывает более 3 миллионов услуг.

– Можно ли сказать, что создание и деятельность МФЦ послужили фактором снижения уровня коррупции на региональном и муниципальном уровнях?

– Безусловно, создание многофункциональных центров играет важную роль в ограничении неправомерных действий чиновников, способствуя повышению качества обслуживания граждан, в том числе путём внедрения в работу инноваций, на качественно новый уровень выходят взаимоотношения чиновников и граждан. МФЦ в РД выступает бесплатным посредником между заявителем и необходимой инстанцией, тем самым минимизируя роль человеческого фактора. Таким образом, их внедрение и совершенствование деятельности сыграло значительную роль и в снижении уровня коррупции в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг. Человек получает более свободный доступ к необходимой ему услуге, причём в достаточно комфортных условиях.

– Скажите, как, на ваш взгляд, возглавляемое вами ведомство способствует снижению уровня коррупции?

– Отвечу на этот вопрос так: одним из ключевых инструментов предупреждения и снижения уровня коррупции в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг через многофункциональные центры является экспертиза проектов административных регламентов предоставления этих услуг. Такая экспертиза осуществляется непосредственно Министерством экономики и территориального развития РД. Напомню, что административные регламенты определяют сроки и последовательность процедуры предоставления той или иной госуслуги. Они разрабатываются и утве­рждаются органами, предоставляющими их, и в процессе разработки проходят обязательное согласование с министерством. Наши сотрудники проводят экспертизу проекта на соответствие их требованиям, установленным постановлением Правительства РД от 8 апреля 2022 года № 83. Оно включает в себя ряд требований к содержанию принимаемых административных регламентов. Учёт этих требований при разработке административных регламентов исключает коррупционные риски в ходе оказания государственных услуг. В первую очередь это недопустимость наличия избыточных административных процедур, сокращение сроков их осуществления, а также снижение количества документов и информации, требующихся для получения государственной услуги. Исключение подобных пробелов в нормативно-правовом регулировании сводит на нет ситуацию, при которой рядовой гражданин вынужден идти на поклон к чиновнику с готовностью «вознаградить» его.

– Деятельность МФЦ положительно оценивают многие граждане. Скажите, выработаны ли какие-либо подходы по обеспечению работы по профилактике коррупции непосредственно в МФЦ в РД?

– Безусловно, такие меры принимаются. Федеральный закон «О противодействии коррупции» содержит ряд мер по предупреждению коррупции, которые необходимо принимать на уровне таких организаций. Во исполнение этого требования приказом директора МФЦ в РД утверждена карта коррупционных рисков, определены лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, организована круглосуточная работа «телефона доверия» (т. 666–999) в целях приема сообщений о фактах должностных нарушений, заведена книга учёта обращений граждан и организаций по «телефону доверия», а также принят ряд локальных актов, содержащих меры по предупреждению коррупции в МФЦ в РД.

Статьи из «Антикоррупция»

Минусы коррупционного мировоззрения

14
Коррупционный иммунитет, который выработало наше общество за постперестроечный период, значительно замедляет появление...

Коррупция – коррозия общества

85
Коррупция – одна из главных угроз внутренней и внешней безопасности страны. Она, как...