Равноправие народов

Для Республики Дагестан необходимо сохранение этноэкономического баланса, под которым понимается, в частности, равномерное социально-экономическое развитие муниципальных районов, утверждает заведующий кафедрой политэкономии ДГУ, член Общественной палаты РД Низам Аскеров (на снимке).
В политической сфере речь идёт о равномерной, пропорциональной представленности всех этносов в региональных органах власти. В различные исторические периоды наблюдались перекосы в этом вопросе, когда руководящие должности в республике занимали представители лишь 2–3 так называемых титульных народов. Начиная с 40-х годов прошлого столетия роль первого лица республики поочерёдно занимали представители двух этносов – аварского и даргинского.
В то же время малые народы зачастую вовсе не представлены на сколько-нибудь значимых должностях. Необходимо обеспечить представленность на руководящих должностях республиканских органов власти (исполнительной, законодательной, судебной) лиц, представляющих всё этническое многообразие республики.
Равноправие народов в полиэтническом регионе может обеспечить такой уже испытанный в политической системе орган власти, как Государственный совет. Причём, по мнению известного дагестанского учёного-политолога Ахмеда Саидова, представителей Госсовета от каждого этноса следует избирать голосованием внутри самого этноса.
Учёный приводит ряд существующих аргументов:
Горный образ жизни и необходимость господдержки: большая часть населения проживает в горах, сохраняя традиционный уклад. В условиях нестабильности и низких доходов необходима господдержка горных этносов и личных подсобных хозяйств, производящих более 70 % сельхозпродукции.
Важность традиционных ценностей: для этносов Дагестана крайне важно сохранение традиционных ценностей, что соответствует и Указу Президента РФ № 809. Эти ценности, сочетая общероссийские и региональные особенности, включают приоритет духовного, мораль, семью, милосердие, достоинство, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, патриотизм, преемственность, веру, уважение к старшим, почитание родителей, ях-намус и чувство долга.
Институт взаимоподдержки: двойственная роль – традиционный институт взаимоподдержки способствует устойчивости, но может препятствовать верховенству закона, позволяя «своим» избегать ответственности.
Влияние традиций на экономику: приверженность традициям, переплетённым с религией, приводит к расточительным свадебным и похоронным обрядам, тормозящим экономическое развитие. Однако традиционные отношения могут снижать трансакционные издержки.
Этноэкономические кланы: сохранение родственных и этнических связей в экономике способствует формированию этноэкономических кланов, что противоречит принципам правового государства.
Исламское финансирование
В условиях экономических ограничений, вызванных международными санкциями, российская финансовая система сталкивается с необходимостью поиска альтернативных путей развития. Одним из таких направлений становится внедрение исламского (партнёрского) банкинга – модели финансирования, основанной на принципах шариата.
В мире насчитывается более 560 исламских банков и свыше 250 «исламских окон», работающих в 110 странах. В мусульманских странах, таких как Саудовская Аравия, Бахрейн и Малайзия, действуют высшие шариатские комитеты для регулирования деятельности исламских банков при центробанках и правительствах этих стран.
С сентября 2023 года в России запущен эксперимент по партнёрскому финансированию в четырёх регионах: Татарстане, Чечне, Башкортостане и Дагестане.
Исламский банкинг представляет собой систему, основанную на этических и религиозных нормах, исключающих спекуляции, ссудный процент (риба), высокую степень неопределённости (гарар) и инвестирование в запретные отрасли.
Основные инструменты:
• Мурабаха (торговля с наценкой)
• Мудараба (доверительное уп-
равление)
• Иджара (лизинг)
• Сукук (исламские облигации)
Мировая практика показывает высокую устойчивость исламских банков. По прогнозам, объём активов исламской финансовой индустрии к 2026 году достигнет $5 трлн.
В Российской Федерации первым шагом к развитию исламского банкинга стал Федеральный закон №417-ФЗ от 4 августа 2023 года, разрешивший эксперимент по партнёрскому финансированию в отдельных регионах. Важным регионом становится Республика Дагестан, где более 95 % населения исповедуют ислам. В республике создана межведомственная рабочая группа при Правительстве РД по реализации экспериментального правового режима деятельности по партнерскому финансированию на территории РД.
Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику, существует ряд серьёзных препятствий: во-первых, отсутствие специальной лицензии от Банка России для открытия специализированных исламских банков; во-вторых, недостаточность нормативной базы.
Статьи из «Банкинг»
Цены давят

На службе развития регионов

«Цифра» рубль сбережёт?

Исламский банкинг на подъёме

Инструмент сбережения
