Купить PDF-версию
09:25 | 30 мая, Пт
Махачкала
X
08:39 18.04.2025

Равноправие народов

Для Республики Дагестан необходимо сохранение этноэкономического баланса, под которым понимается, в частности, равномерное социально-экономическое развитие муниципальных районов, утверждает заведующий кафедрой политэкономии ДГУ, член Общественной палаты РД Низам Аскеров (на снимке).

В политической сфере речь идёт о равномерной, пропорциональной представленности всех этносов в региональных органах власти. В различные исторические периоды наблюдались перекосы в этом вопросе, когда руководящие должности в республике занимали представители лишь 2–3 так называемых титульных народов. Начиная с 40-х годов прошлого столетия роль первого лица республики поочерёдно занимали представители двух этносов – аварского и даргинского.

В то же время малые народы зачастую вовсе не представлены на сколько-нибудь значимых должностях. Необходимо обеспечить представленность на руководящих должностях республиканских органов власти (исполнительной, законодательной, судебной) лиц, представляющих всё этническое многообразие республики.

Равноправие народов в полиэтническом регионе может обеспечить такой уже испытанный в политической системе орган власти, как Государственный совет. Причём, по мнению известного дагестанского учёного-политолога Ахмеда Саидова, представителей Госсовета от каждого этноса следует избирать голосованием внутри самого этноса.

Учёный приводит ряд существующих аргументов:

Горный образ жизни и необходимость господдержки: большая часть населения проживает в горах, сохраняя традиционный уклад. В условиях нестабильности и низких доходов необходима господдержка горных этносов и личных подсобных хозяйств, производящих более 70 % сельхозпродукции.

Важность традиционных ценностей: для этносов Дагестана крайне важно сохранение традиционных ценностей, что соответствует и Указу Президента РФ № 809. Эти ценности, сочетая общероссийские и региональные особенности, включают приоритет духовного, мораль, семью, милосердие, достоинство, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, патриотизм, преемственность, веру, уважение к старшим, почитание родителей, ях-намус и чувство долга.

Институт взаимоподдержки: двойственная роль – традиционный институт взаимоподдержки способствует устойчивости, но может препятствовать верховенству закона, позволяя «своим» избегать ответственности.

Влияние традиций на экономику: приверженность традици­ям, переплетённым с религией, приводит к расточительным свадебным и похоронным обрядам, тормозящим экономическое развитие. Однако традиционные отношения могут снижать трансакционные издержки.

Этноэкономические кланы: сохранение родственных и этнических связей в экономике способствует формированию этноэкономических кланов, что противоречит принципам правового государства.

Исламское финансирование

В условиях экономических ограничений, вызванных международными санкциями, российская финансовая система сталкивается с необходимостью поиска альтернативных путей развития. Одним из таких направлений становится внедрение исламского (партнёрского) банкинга – модели финансирования, основанной на принципах шариата.

В мире насчитывается более 560 исламских банков и свыше 250 «исламских окон», работающих в 110 странах. В мусульманских странах, таких как Саудовская Аравия, Бахрейн и Малайзия, действуют высшие шариатские комитеты для регулирования деятельности исламских банков при центробанках и правительствах этих стран.

С сентября 2023 года в России запущен эксперимент по партнёрскому финансированию в четырёх регионах: Татарстане, Чечне, Башкортостане и Дагестане.

Исламский банкинг представляет собой систему, основанную на этических и религиозных нормах, исключающих спекуляции, ссудный процент (риба), высокую степень неопределённости (гарар) и инвестирование в запретные отрасли.

Основные инструменты:

• Мурабаха (торговля с наценкой)

• Мудараба (доверительное уп-
равление)

• Иджара (лизинг)

• Сукук (исламские облигации)

Мировая практика показывает высокую устойчивость исламских банков. По прогнозам, объём активов исламской финансовой индустрии к 2026 году достигнет $5 трлн.

В Российской Федерации первым шагом к развитию исламского банкинга стал Федеральный закон №417-ФЗ от 4 августа 2023 года, разрешивший эксперимент по партнёрскому финансированию в отдельных регионах. Важным регионом становится Республика Дагестан, где более 95 % населения исповедуют ислам. В республике создана межведомственная рабочая группа при Правительстве РД по реализации экспериментального правового режима деятельности по партнерскому финансированию на территории РД.

Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику, существует ряд серьёзных препятствий: во-первых, отсутствие специальной лицензии от Банка России для открытия специализированных исламских банков; во-вторых, недостаточность нормативной базы.

Похожие

Исламский банкинг – основа развития экономики

27
Внедрение исламского банкинга, или иначе партнерского финансирования, способствует созданию дополнительной...

Статьи из «Банкинг»

Цены давят

19
Любое повышение доходов должно происходить по мере роста экономики. Если не будет роста...

На службе развития регионов

29
Этноэкономика приобретает ключевое значение в современном мире, поскольку позволяет глубже понять экономические процессы, протекающие в многокультурных...

«Цифра» рубль сбережёт?

24
В конце 2024 года Центральный Банк России вместе с федеральными Министерством финансов и...

Исламский банкинг на подъёме

53
Исламский банкинг стал важной частью финансового ландшафта многих стран Ближнего Востока и...

Инструмент сбережения

42
Не так давно в Махачкале прошла коммуникационная сессия по разъяснению денежно-кредитной...

Рефинансирование: отсрочка неизбежного

22
Агрессивная тактика ценовой политики чуть ли ни...