Раз хлопок, два хлопок…
На фоне участившихся случаев взрывов по причине утечек газа в Махачкале руководитель Государственной жилищной инспекции Дагестана Али Джабраилов активизировал деятельность службы по профилактике безопасного использования бытового газа. К мониторингу наличия договоров о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования были привлечены сотрудники ГУ МЧС России по РД и АО «Газпром газораспределение Махачкала».
Примечательно, что в день обхода многоквартирного дома №1 по улице Азиза Алиева в Махачкале на территории «Горгаза» произошел взрыв газового баллона. К счастью, возгорания вслед за взрывом не последовало, но пострадал человек, которого срочно доставили в больницу. Однако ЧП, произошедшее ранее в селении Эбдалая Левашинского района, оказалось куда более трагичным. Тогда в результате взрыва газовой смеси в спортивном зале села пострадали пять человек, трое из них скончались.
Увы, но если ЧП с газом назвать «хлопком» (а так и стали поступать СМИ), последствия все равно могут быть опасными для жизни. Такие «хлопки» в Дагестане участились. Так, в августе 2016 года произошел взрыв газового баллона в банкетном зале «Лейли» в Махачкале. Тогда пострадали 28 человек, 11 из них погибли. В августе 2017 года взрыв произошел в одном из частных домовладений в селении Доргели Карабудахкентского района. 6 человек пострадали. Были в этом году такие случаи и в Хасавюрте, в Хасавюртовском районе, в селении Эндирейаул от взрыва в частном жилом доме пострадали несколько человек, дом был полностью разрушен.
Газ не любит невнимательного к себе отношения, и, судя по выступлениям участников заседания Совбеза Дагестана, прошедшего 2 октября этого года, проблем с обеспечением безопасности в этом вопросе предостаточно. Разобраться, кто персонально ответствен за газовое хозяйство, на заседании не удалось. Было принято решение проанализировать эту проблему детально. А насколько она серьезна, подтвердили последующие дни, когда в Дагестане прозвучало еще несколько взрывов газа, пострадали люди, и очевидность опасности стала пугающей.
Если судить о ситуации поверху, первое, на что обращаешь внимание, — это, насколько легко, я бы сказал легкомысленно, относятся у нас к обеспечению безопасности при использовании газа в быту. Самовольные врезки – это только часть вопроса. В настоящем тысячи квартир, где пользуются голубым топливом, практически не обеспечены сервисным обслуживанием газовиков. Кто в этом повинен?
Судя по высказываниям представителей АО «Газпром газораспределение Махачкала», виновны в этом прежде всего потребители. По существующему закону жильцы квартир и владельцы частных домов обязаны заключать договоры на обслуживание газового оборудования и платить за это со своего кармана. В случае с квартирами в многоэтажках сумма за год выходит незначительная, всего каких-нибудь 300-350 рублей, а вот в частном секторе уже значительно больше. И это только обследование. За ремонт, замену необходимых деталей нужно будет платить отдельно. Вот люди и уклоняются от заключения договоров.
Непопулярность услуг АО «Газпром газораспределение Махачкала» на примере многоквартирного дома №1 по улице Азиза Алиева по результату обхода была очевидной. Как выяснилось, подавляющая часть собственников квартир в доме договоры на техобслуживание ВКГО не заключали и вообще не знали, в какую организацию для этого следует обратиться. В доме 70 квартир, а договоры имелись только у хозяев 12. При этом договор на техобслуживание внутридомового газового оборудования управляющей компанией заключен.
Между тем комиссии в день обхода с двумя жителями дома удалось заключить договоры на месте. Для этого гражданам понадобился только паспорт. Специалисты проконсультировали жильцов о том, как часто проводится осмотр и куда обращаться в случае подозрений на утечку газа. Также жильцы записали номер «горячей линии»
Госжилинспекции, куда могут позвонить в случае, если после обращения в ресурсоснабжающую организацию проблема не решится.
Как прокомментировал Али Джабраилов, заключение договоров на техобслуживание и ремонт ВКГО – обязательное требование для обеспечения безопасности жителей многоквартирных домов. И в этом деле, отмечает главный госжилинспектор республики, нужны совместные усилия поставщика газа, органов власти и граждан.
«Мы призываем дагестанцев заключить договоры на техобслуживание газового оборудования и относиться с пониманием к представителям специализированных организаций, когда они приходят провести техосмотр, пускать их в квартиру, доверять им. А в случае возникновения проблем – обратиться в ГЖИ. Отсутствие даже у одного из собственников квартиры заключенного договора на ремонт и техобслуживание газового оборудования – это риск для безопасности всех жильцов», – сказал он.
Говоря о полномочиях Госжилинспекции, Джабраилов отметил, что ведомство может провести проверку по конкретному обращению. «К нам может обратиться поставщик газа или газораспределительная организация по поводу уклонения собственников помещений от заключения договора на ТО и ремонт ВД и ВКГО либо отказа в допуске представителей специализированных организаций для выполнения необходимых работ. На сегодняшний день для принятия административных мер в инспекцию не поступило ни одного обращения от поставщика газа или газораспределительных организаций по поводу уклонения граждан от заключения договора либо отказа в допуске их представителей для выполнения работ по техобслуживанию», – констатировал он.
В преддверии начала отопительного периода, думаю, нам всем нужно обратить внимание на состояние газового оборудования в наших квартирах. Обращайтесь в управляющие компании своих домов, АО «Газпром газораспределение Махачкала», а если нет должной реакции – в Государственную жилищную инспекцию. Иначе мы не застрахованы от несчастных случаев.