Модератор сессии, начальник Правового управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Ирина Агапонова, предоставляя слово для докладов, как правило, никого не перебивала. Обсуждение шло без излишней полемики, и “на карандаш”, по всей видимости, было взято лишь то, что требовало внимания — для согласованности работы в дальнейшем.
К примеру, заместитель Председателя Правительства РД Ризван Газимагомедов, врио министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан Магомед Тагиров и Генеральный директор АО «Махачкалинский морской торговый порт» Джамал Алиев подробно и детально обрисовали масштабы работ в республике по развитию инфраструктуры, обеспечивающей растущие объёмы трафика грузов по МТК «Север-Юг». Особо показателен в этом плане опыт модернизации махачкалинского порта.
В частности, Джамал Алиев рассказал, что порт Махачкалы уже является лидером на Каспии, демонстрируя устойчивый рост: “Мы сегодня лидеры среди российских флотов на Каспии по росту грузооборота, тогда как за последние 7 месяцев практически другие флоты на Каспии снизили свои перевалки грузов на 30-70 %. Рост на 4-5 %”, — рассказал Алиев.
Эти успехи, по его словам, достигаются за счет модернизации инфраструктуры и переориентации на востребованные грузы, такие как зерно и контейнеры. Ключевым достижением является пилотный проект по контейнерным перевозкам. “Мы впервые в России перевезли бананы из Индии в Россию, что укрепило доверие партнеров и показало потенциал для международных транспортных коридоров. Общий грузооборот растет, но инфраструктура требует дальнейших улучшений для устойчивого развития”, — отметил Алиев.
Между тем, по его словам, несмотря на успехи, порт сталкивается с системными вызовами, которые ограничивают его потенциал. Основная проблема — это ограничения на движение транспорта и высокие тарифы, так как “весь автомобильный транспорт приходит только в ночное время”, снижая объемы перевалки на 60-70 %. Кроме того, “текущие тарифы на железнодорожные перевозки снижают их конкурентоспособность”, что делает зерновые перевозки менее выгодными, считает руководитель порта.
Говоря о планах, докладчик представил амбициозную стратегию модернизации, ориентированную на рост к 2028-2030 годам. Пропускная способность будет доведена к 2028-2030 году до 5 млн тонн перевалки именно по железной дороге, благодаря реконструкции железнодорожной инфраструктуры и строительству нового зернового терминала мощностью 1,5 млн тонн в год.
Также планируется модернизация техники и создание системы “единого окна” для контейнерных перевозок. Перспективы включают расширение экспорта по МТК Север-Юг в Индию, Ирак и Казахстан, с прогнозом на рост объемов грузов и укрепление роли порта как ключевого логистического хаба. А строительство 4-полосной автодороги (за 9 млрд руб.) позволит работать в круглосуточном режиме, устранив “узкое горло” в логистике, подчеркнул Алиев.
В числе конкретных мер для продвижения он предложил усилить сотрудничество с компаниями, такими как IRISL (15-е место в мире по флотам). Для решения проблем также рекомендовано снижение тарифов, чтобы увеличить объем перевозимого зерна до 450 тыс. тонн в год, что, по мнению Алиева, поможет замещать автоперевозки на железнодорожные.
Докладчик подчеркнул: “Махачкалинский порт активно работает над расширением экспортных направлений в рамках МТК “Северо-Юг”, включая пилотные проекты для транзитных грузов. Эти предложения создадут основу для международного сотрудничества и конкурентоспособности”.
В настоящем для ускорения процессов перевалки грузов необходима цифровизация транспортных услуг, и для этого необходимы соответствующие мощности ее инфрастктуры. Представитель группы компаний Key Point, накануне заложившей на дагестанской земле первый камень в строительство нового ЦОДа, обрисовал перспективы создания в республике всех необходимых возможностей для решения этой высокотехнологичной задачи.
Директор департамента продаж АО «ГЛОНАСС» Виталий Деркач в свою очередь обозначил долю участия компании в реализации амбициозных планов в рамках МТК «Север-Юг». Вопросы безопасности участников транспортного коридора, с его слов, наряду с другими, ставятся во главу угла.
Впрочем, это лишь фрагменты большого и интересного разговора, который сегодня состоялся в рамках рабочей сессии «Цифровая экосистема прикаспийского сотрудничества МТК «Север-Юг». Регуляторная и нормативная база МТК «Север-Юг». Развитие инфраструктуры». Докладов, подробных, детальных, о том, что сделано, что предстоитисделать, чтобы Международный транспортный коридор заработал в полную силу, было с десяток. После состоялась дискуссия и выработка резолюции.
Цифровой форум, который уже в третий раз проходит на дагестанской земле, как сказал один из участников данной сессии, принимает все более прагматичный и прикладной характер. С этим нельзя не согласиться. Новые объекты в порту, новые дороги, таможенные терминалы, объекты цифровой инфраструктуры — тому наглядное свидетельство.
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




33