Регуляторные послабления
Данные двух декад апреля демонстрируют: влияние эпидемии лишь незначительно сказалось на цифрах банковской статистики, они не сильно изменились по кредитованию. Но ситуация будет меняться, и можно ожидать, что темпы роста кредитования в этом году будут низкими.
И люди, и предприятия с осторожностью относятся к наращиванию своей долговой нагрузки сейчас, когда столько неопределенности. Тут важнее прямая поддержка. И банки со своей стороны тоже стали более осторожными в выдаче новых кредитов, потому что в этой ситуации трудно оценить платежеспособность заемщиков в будущем.
Об этом заявила председатель Банка России на совещании по вопросам банковской деятельности, возглавил которое спикер Государственной Думы Вячеслав Володин.
Глава Центробанка сообщила, что спад коснется и необеспеченных потребительских кредитов. «По нашей оценке, в этом году это может быть до минус 5%. Я напомню: в прошлом году рост необеспеченных кредитов был 21%. Ситуация в ипотеке будет лучше благодаря мерам поддержки, объявленным Президентом, реализуемым Правительством, – о субсидировании ставки на уровне 6,5%. Ипотека росла в прошлом году хорошим темпом – около 20%, в этом году мы прогнозируем рост до 10%. Но тем не менее это рост. В корпоративном кредитовании, кредитовании предприятий, по нашей оценке, будет небольшой рост портфеля, но это прежде всего потому, что крупные компании обращаются к нашей банковской системе, уходя с внешних рынков, облигационного рынка. Что мы сделали со своей стороны? Мы приняли ряд регуляторных послаблений и отменили разные надбавки, чтобы поддержать кредитование», – сообщила Набиуллина.
Прогнозируется и рост просрочки и проблемных кредитов. Большой объем кредитов будет реструктурирован как в рамках каникул, предусмотренных законом, в рамках предложений Президента, так и в рамках собственных программ банков. И сейчас наиболее уязвимые заемщики, чьи доходы сильно упали, – это граждане (по оценке ЦБ, это более половины заемщиков банков), большая часть МСП, а также компании пострадавших отраслей. По предварительным оценкам, суммарно на эти группы заемщиков приходится около 19 трлн рублей, или около трети совокупного кредитного портфеля.
Важно как можно в большей степени перевести банки на дистанционный режим работы с клиентами. По-этому Банк России смягчил требования к идентификации клиентов при отдельных операциях
Что еще очень важно в условиях ограничительных мер – это как можно в большей степени перевести банки на дистанционный режим работы с клиентами. Поэтому Банк России смягчил требования к идентификации клиентов при отдельных операциях: социальным платежам, ипотеке, чтобы люди лишний раз не посещали офис банка.
– Дистанционные каналы следует и дальше развивать. Время показало, что это очень важно, и хорошо, что мы подошли к этому периоду с уже достаточно развитыми цифровыми финансами, в отличие от многих стран, но тем не менее это нужно дальше развивать, – подчеркнула глава Центробанка.
В список важных мер вошла и необходимость расширить спектр операций, которые доступны через биометрию, принять законы, которые позволят развивать дистанционные услуги. Кроме того, ЦБ обратился в Госдуму с просьбой внести изменения в закон об ОСАГО, чтобы временно можно было приобрести полис без техосмотра.
Чтобы банки могли поддерживать заемщиков, решено снизить взносы в систему страхования вкладов со стороны банков, но на данном этапе это снижение действует по закону только через 45 дней. Глава ЦБ попросила Госдуму внести изменения, чтобы это облегчение для банков могло действовать сразу и даже распространяться на предыдущие периоды.
По мнению Набиуллиной, было бы правильно расширить систему страхования вкладов. В частности, распространить ее на счета социально значимых некоммерческих организаций, счета ТСЖ на капитальный ремонт и в отдельных случаях увеличить страховые выплаты до 10 млн рублей.
– Мы понимаем, что сейчас от последствий эпидемии страдают и люди, и компании. И банки, по сути, помогают абсорбировать убытки экономики через реструктуризацию займов. Те меры, которые принимают Банк России, Правительство, помогают также получать новые кредиты, в первую очередь на неотложные нужды. Но надо понимать, что для банков это не проходит даром, на них ложится часть убытков. Я уже говорила, что у них есть запас, они могут его использовать. Но здесь крайне важно соблюсти баланс, – заверила руководитель Центробанка.
Опасность заключается в том, что если продолжать увеличивать для банков бремя поддержки заемщиков, то могут возрасти риски для самой финансовой системы или банки не смогут наращивать кредитование. В подобном случае, когда эпидемия пойдет на спад, то восстановление экономики затянется. Поэтому на нынешней стадии важно расширение механизмов прямой поддержки граждан и бизнеса со стороны государства, чтобы избежать такого развития событий.