X
08:12 12.08.2020

Рейдерский захват или законный передел?

Земельные вопросы в Дагестане всегда относились к разряду сложных и трудноразрешимых. Со временем ситуация усугубилась настолько, что из года в год кадровые перестановки в муниципалитетах республики, когда сменялись главы городов и районов, все чаще были связаны как раз с земельными вопросами. Вот и летом этого года в отдельных МО на руководителей муниципалитетов завели ряд громких уголовных дел. Пока суд да дело, «ДП» решила разобраться, связано ли это с объективной оценкой ситуации или же происходящее не что иное как попытка свергнуть неугодных управленцев. О том, как зарождалась земельная реформа при советской власти, как изменилось законодательство в этой сфере в современной России, на какие законы ссылается судебная система при рассмотрении подобных дел, мы попросили рассказать эксперта «ДП» Абдурагима Абдурагимова, приглашенного преподавателя в МВА (Master of Business Administration – «Мастер делового администрирования») экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

По мнению специалиста, до сих пор не только среди государственных служащих, но и в судейском корпусе есть люди, которые используют в основе обвинительных приговоров государственные акты аж 1934 года. То есть акты страны, которой уже не существует.

– Принципиально важно понимать, что до 1991 года в России не могло быть никакой иной формы собственности на средства производства, включая и на землю, кроме государственной, – говорит Абдурагим Байрамович. – Все средства производства при строе, который назывался социализмом, находились исключительно в государственной собственности. И земля тоже.

Для правильной оценки производственных отношений, складывающихся начиная с 1991 года в России, важно понимать и следующее. Советский Союз прекратил свое существование как строй, основанный на государственной собственности на средства производства, плановом развитии народного хозяйства из единого центра и как система, для которой деньги, цены были всего лишь инструментами учета, а не полноценными инструментами для созидательного процесса, для принятия и реализации много­образных решений в рыночном пространстве, начиная от простых сделок и заканчивая инвестиционными.

Правопреемником Советского Союза стала Российская Федерация. С первых же шагов своего существования Россия объявила курс на строительство демократического правового социального государства с рыночными формами хозяйствования, с приданием деньгам, как всеобщему эквиваленту, полноценной их роли в системе производственных и рыночных отношений. Одним из первых шагов нового государства была отмена монополии государственной собственности на средства производства и на землю – тоже, как основы производственных отношений на селе. На законодательном уровне была введена частная собственность, в том числе на землю, были введены в правовое поле соответствующие организационно-правовые формы предприятий, которые могли появиться, возникнуть, созидаться, строиться только на базе все еще существующей к этому моменту государственной собственности.

Именно с целью перераспределения земли в интересах создания условий для равномерного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики на селе была начата земельная реформа в России. В ходе этой реформы и осуществлялось наделение землей граждан, предприятий, организаций, учреждений, объединений и товариществ с закреплением за ними прав на землю в порядке, установленном законодательством нового по форме и по сути государства.

Именно для возрождения много­укладной рыночной экономики, в том числе на селе, была объявлена приватизация государственной собственности, то есть передача государственной собственности на средства производства в частную. В частную собственность передавалась и земля, которая до этого была исключительно в государственной собственности и находилась в пользовании у колхозов и совхозов и других сельскохозяйственных предприятий.

Как известно из триады полномочий собственника, состоящей из прав владения, пользования и распоряжения, колхозам и совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям в Советском Союзе передавались правомочия по владению и пользованию. Совхозы могли иметь в своем владении земли, и они могли использовать ее строго в установленном порядке, соблюдая при этом технологические, экологические требования, равно как и требования по севообороту. Распоряжаться землей советские колхозы и совхозы не могли и не имели на это никакого права, да и как распорядишься, когда кругом все государственное, все «общенародное».

Право распоряжения земельной собственностью оставалось у государства. Это было до отмены монополии государства на собственность на средства производства, до начала рыночных реформ в России. И с чего начало государство на селе – это с приватизации земли как средства производства, то есть с передачи ее из государственной в частную собственность.

Правовой базой начавшейся в 1991 году земельной реформы на селе служили законодательные акты нового государства. Прежде всего это основополагающий для экономики закон о собственности, отменивший монополию государства на собственность на средства производства и введший в производственные отношения частную собственность. Затем закон о предпринимателях и предпринимательской деятельности, который ввел в хозяйственный обиход новые организационно-правовые формы для новой многоукладной рыночной экономики. Эти новые формы предприятий не могли появиться при социалистической системе хозяйствования. Для развития частной инициативы и свободы выбора точки приложения своего труда, своих усилий на селе было объявлено о создании крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов, товариществ, акционерных обществ.

Следует отметить, что по ходу реформ законодательство о них уточнялось, корректировалось, совершенствовалось, конкретизировалось. Многие вопросы реформ и право принятия решений были переданы на первичный уровень представительных (Советы народных депутатов, а в последующем – в местные администрации) и исполнительных органов власти. Во исполнение и в соответствии с принятыми законами издавались постановления Правительства России, которые уточняли и детализировали механизм приватизации, включая и приватизацию на селе, где основным компонентом, ядром всех реформаторских процессов была реформа земли, бывшей ранее в государственной собственности, точнее ее приватизация – передача в руки граждан и предприятий.

Было объявлено, что земля, которая была до этого в государственной собственности, должна была быть передана в частную собственность трудовых коллективов совхозов и колхозов и тех, кто был занят в социальной сфере на селе – библиотекарей, врачей, учителей. Каждый в зависимости от стажа должен был получить свою долю, пай.

Работники колхозов и совхозов, которые имели желание и хотели создать свои семейные крестьянские (фермерские) хозяйства, получили право на выдел своей доли из общей земли колхозов и совхозов. Законодательство того периода позволяло на своей земельной доле организовать семейное хозяйство. Для организации крестьянского хозяйства земля передавалась в собственность граждан бесплатно в пределах средней земельной доли, сложившейся в данном административном районе, в расчете на одного работающего в сельском хозяйстве.

Было впервые после НЭПа установлено, что собственники земли, землевладельцы и арендаторы самостоятельно хозяйствуют на ней, распоряжаются произведенной продукцией и доходами от ее реализации, был введен запрет на вмешательство в их хозяйственную деятельность со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций.

Надо еще раз подчеркнуть, что долю и пай в совхозной или колхозной земле каждый член трудового коллектива получал бесплатно! Доля трудового коллектива совхоза, колхоза и социальных работников на селе оформлялась в установленной на тот период форме – государственным актом или свидетельством на право частной собственности на земельную долю или пай. Именно эти государственные акты и свидетельства, выданные до появления на свет закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество (земля считается таковым), и признавались государством после введения в действие указанного закона о государственной регистрации прав на недвижимость. И именно эти акты, выданные в ходе земельных реформ 90-х годов, и были доказательствами закрепления государством в частной собственности за каждым членом трудового коллектива совхозов, колхозов и сельскохозяйственных предприятий соответствующей доли или пая в колхозной или совхозной земле.

Те совхозы, трудовые коллективы которых не захотели или не приняли решение о выделе долей, паев для каждого отдельного члена своего трудового коллектива на земле совхозов, получили право закрепить за собой, за совхозами, право на постоянное (бессрочное) пользование государственной или муниципальной землей. Вдобавок к этому эти совхозы получили право выкупа в свою собственность закрепленной за ними земли или право на аренду этой земли.

Право постоянного пользования землей за совхозами закреплялось государственным актом, который также являлся свидетельством права на землю исключительно трудовых коллективов, и только они имели право решать, как им поступать с этой землей в рамках, установленных законом. Как уже было сказано, был введен запрет на вмешательство государства и его органов в дела совхозов, включая запрет на изъятие этой земли для государственных или муниципальных нужд без соответствующей компенсации по рыночной оценке.

Этот государственный акт на право бессрочного пользования землей признавался государством после вступления в силу закона о государственной регистрации земли как недвижимого имущества. Этот немаловажный факт приходится несколько раз повторять, потому что до сих пор в нашей республике встречаются судьи первых инстанций, решающие судьбы людей, выносящие приговоры, ссылаясь на государственные акты несуществующей страны. Они обращаются к актам аж далекого 1934 года прошлого века, будто не существует российских законов начала 90-х годов о земельной реформе.

Более того, эти судьи напрочь не хотят воспринимать новую реальность и новое законодательство, которым, как общеизвестно, была отменена монополия государственной собственности на средства производства, включая и на землю. Такова реальность сегодняшнего дня в Дагестане.

Тут важно подчеркнуть и то, что совхозы получили право распоряжаться закрепленной за ними землей – они получили право передавать своему работнику в безвозмездное пользование землю в качестве служебного надела.

Было установлено, что в случае принятия собраниями трудовых коллективов сельскохозяйственных предприятий решений о сохранении прежней формы хозяйствования осуществляется перерегистрация колхозов и совхозов с закреплением за ними земли на праве постоянного (бессрочного) пользования. При этом должно было быть обеспечено безо­говорочное право выхода со своим земельным и имущественным паем любого члена колхоза (работника совхоза), кооператива, товарищества, акционерного общества, ассоциации и других предпринимательских структур из их состава для создания крестьянского (фермерского) хозяйства без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия (организации).

В случаях преобразования этих предприятий в акционерные общества или кооперативные сельскохозяйственные предприятия земля по решению их коллективов могла передаваться в коллективную собственность (совместную или долевую). В коллективную совместную собственность граждан бесплатно передавались земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий в пределах площади, исчисляемой путем умножения средней расчетной доли, сложившейся в данном административном районе, на число членов данного конкретного хозяйства.

Оставшаяся площадь земель, закрепленных за указанным предприятием, могла быть получена за плату, вносимую членами сельскохозяйственного предприятия в Совет народных депутатов. Вопрос о получении земельных участков в коллективно-долевую собственность решался общим собранием работников коллектива, которое определяло долю каждого работника. Часть земель сельскохозяйственного предприятия, не закрепленная в коллективно-долевую собственность, оставалась в государственной собственности и передавалась совхозам на праве бессрочного пользования и отграничивается в натуре (на местности). Вновь принятым работникам предприятия земельная доля могла быть выделена из данных земель.

Моментом возникновения права собственности на земельную долю являлась дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность участников сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия). Моментом возникновения права на имущественный пай являлась дата принятия общим собранием участников сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия) решения об утверждении списка лиц, имеющих право на получение этого пая.

Государственный акт на право собственности, бессрочного пользования выдается соответствующему сельскохозяйственному предприятию с указанием в нем размера земель, находящихся в государственной и коллективно-долевой собственности, списка собственников и земельной доли каждого из них. Право сособственников на земельную долю удостоверялось специальными документами, выдаваемыми местными Советами народных депутатов, в которых указывается размер земельной доли. Распоряжение земельными участками, находящимися в коллективно-долевой собственности граждан, осуществлялось решением общего собрания коллектива сособственников или избранным им органом управления.

Документы, удостоверяющие право на земельный участок, право собственности на землю, бессрочного пользования земельным участком, удостоверялись государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов по форме, утвержденной Советом Министров РСФСР. Прекращение права пользования земельными участками и их аренды осуществлялось также у местных Советов народных депутатов: при добровольном отказе – по заявлению землевладельца, землепользователя, арендатора, а при прекращении соответствующей деятельности – по решению Совета народных депутатов, предоставившего земельный участок.

Свидетельства и государственные акты, выдаваемые уполномоченными на то органами государства в ходе приватизации (передачи в частную собственность) государственной собственности на землю, не имели ничего общего с теми государственными актами, которые выдавались в далекие тридцатые годы ХХ века колхозам или в семидесятые годы – преобразованным совхозам. Доказательственное значение этих актов кануло в Лету, равно как и прекратило свое действие государство, которое выдавало эти акты закрепления государственной земли на «вечное пользование» за советскими колхозами или совхозами. Акты эти оказались столь же вечными, сколь вечным оказалось государство, выдавшее их от своего имени.

«Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».

Пунктом 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – ЗК РФ) установлено, что свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственный акт на право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», выданные после введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 8, ст. 963), признаются действительными.

Мы вынуждены были привести эти ссылки на нормы законов, потому что до настоящего времени не только среди государственных служащих, но и в судейском корпусе есть люди, которые используют в основе обвинительных приговоров государственные акты аж 1934 года. Причем даже не оригиналы этих полноценных актов прошлого, утратившие свое юридическое значение, а слепленные черно-белые светокопии без подписи, без печати, даже без фамилии полномочного лица, из-под пера которого они родились.

Несколько слов о том, на чьи плечи было возложено проведение приватизации земли на селе, кто должен был выдавать свидетельства на доли и паи членам трудовых коллективов совхозов и колхозов, заниматься выделом доли из общей земли для тех членов трудовых коллективов, кто принял решение выйти из колхозов и совхозов и создать свое, личное, семейное крестьянское (фермерское) хозяйство. Право распоряжения землей, находящейся в государственной собственности, передавалось Советам народных депутатов в соответствии с их компетенцией, а в последующем – местным администрациям.

Частная собственность на землю вводилась в виде индивидуальной и коллективно-долевой собственности граждан. В коллективно-долевую собственность граждан, как уже было сказано, передавались земли колхозов, совхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов. В ведении районных Советов народных депутатов, а в последующем – местных администраций находились вопросы регулирования земельных отношений, предоставления земельных участков в бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду. Районным и внутрихозяйственным комиссиям было поручено провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность.

В процессе осуществления земельной реформы решениями Советов народных депутатов, а в последующем и решениями местных администраций могла быть изъята и передана в специальный земельный фонд для последующего перераспределения и наделения земельными участками часть земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья.

В довольно краткой форме мы попытались изложить то, как закладывались основы хозяйствования на земле новым государством. В следующей статье мы расскажем о том, как в республике на протяжении последних нескольких десятков лет решался земельный вопрос. Каким перипетиям подверглась дагестанская земля, как она приватизировалась и приватизировалась ли вообще и почему. А еще о том, какой отпор получают те, кто делает робкие попытки вывести земельные вопросы в законное поле.

Беседовал Тамерлан Мусаидов

(Продолжение следует)

Статьи из «Экономика»

Станет ли Дагестан конкурентом Эмиратов?

6
Дагестан имеет серьезные перспективы в плане...

Когда рекорд нежелателен…

25
Решение Центробанка РФ поднять ключевую ставку в октябре...

Аграрии Дагестана закладывают полезащитные полосы

102
В последние годы садоводы республики...

Теория + практика

13
Колледж архитектуры и строительства города Каспийска – одно из подшефных учебных...

Проблемы отрасли на контроле

12
Рутинные проблемы строительной отрасли, а также вопросы, определяющие перспективы ее...

Прокладываются дороги жизни

8
Дороги – это сама жизнь. Чтобы она была комфортной, нужно не только строить современные...

Вышли из «тени»

10
Зональная группа по увеличению доходной части бюджета и легализации теневого сектора экономики с участием представителей УФНС России по Республике Дагестан,...

Прокладываются дороги жизни

15
Дороги – это сама жизнь. Чтобы она была комфортной, нужно не только строить современные...