Рельсы новой промышленной политики
Новость о том, что концерн «АвтоВАЗ» тестирует возможность использования в сборке автомобиля Lada Granta дагестанских электроусилителей руля, внушает большую надежду на возрождение былой мощи завода «Авиаагрегат». Изделия из Махачкалы помогут автогиганту решить проблему некомплекта, а Дагестану загрузить предприятие объёмами.
Заявление о том, что новая промышленная политика автоконцерна нацелена на максимальное вовлечение отечественных производителей, сделанное вице-президентом по безопасности и режиму АО «АвтоВАЗ» Павлом Жукалиным в ходе рабочего визита в нашу республику летом прошлого года, уже приносит дивиденды для экономики региона.
«Нам необходимо загрузить мощности АО «АвтоВАЗ», к руководству которого вернулись высококвалифицированные специалисты страны. Мы сейчас нуждаемся в надёжных партнёрах», – сказал он, предложив дагестанским промышленным предприятиям выходить с предложениями по импортозамещению.
Обещание, что каждое из них будет рассмотрено со всем вниманием, сдержали. В частности, предложение использовать в сборке продукцию завода «Авиаагрегат». Как сообщает «Нетипичный АвтоВАЗ», партия опытных образцов электроусилителей рулевого управления уже доставлена адресату и в ближайшее время будет испытана на Lada Granta.
Впрочем, сомневаться в качестве продукции нашего завода не приходится, долгие годы махачкалинцы успешно и в больших объемах поставляли свои изделия автоконцерну, а теперь, когда он ориентирован прежде всего на отечественных производителей, подобное импортозамещение как минимум разрешает актуальные проблемы. Пока конвейер автогиганта работает далеко не на полную мощность.
В этом плане стоит отметить, что, несмотря на негативные факторы, связанные с введением ограничительных мер в отношении российской экономики, промышленные предприятия республики не только обеспечили бесперебойную работу и сохранили рабочие места, но и освоили новые перспективные импортозамещающие производства.
Как нам рассказали в Минпромторге РД, такая работа в Дагестане ведется не первый год. В 2020-м, к примеру, был реализован специальный план мероприятий, в результате чего освоено производство восьми импортозамещающих изделий. В числе этой номенклатуры продукция для авиастроения, наземное аэродромное оборудование, свидетельствующее о наличия у нас соответствующей технологической базы.
Также созданы образцы высокотехнологичного маслоочистительного оборудования для очистки и сушки турбинного и трансформаторного масла на АЭС, ГРЭС и ТЭЦ, центробежные сепаратороры и бактофуги для изготовления молочных продуктов. Ряд изделий, предназначенных для нефтегазовой отрасли, уже в производстве. Речь о винтовых скважинных насосах для нефтедобычи и импортозамещающем газорегуляторном оборудовании.
В этой связи в Дагестане уверенно растут собственные доходы бюджета. Порядка двух третей его традиционно составляет доля налогового вклада промышленных предприятий, она может подрасти и до более значимых величин. Теперь, когда в рамках политики импортозамещения идет диверсификация предприятий оборонно-промышленного комплекса в кооперации с крупными отечественными корпорациями, существенно увеличился гособоронзаказ, сохраняется тенденция роста выпуска гражданской продукции, соответственно, растут и поступления налогов в бюджет.
Лидером в этом, безусловно, остаётся концерн «КЭМЗ», который совместно с ПАО «КамАЗ» разработал комплексную инвестиционную программу по освоению производства, испытаний и запуска в серийное производство изделий для автомобилей грузовиков и электробусов. Планируется запуск в серийное производство 9 изделий для автомобильной промышленности.
В настоящее время по этой программе изготавливаются опытные образцы и проводятся испытания изделий, а вот производство электротрансформаторов на 250 и 400 киловатт и выпуск рециркуляторов для обеззараживания воздуха объемом производства до 400 единиц в сутки уже запущены.
Концерн помимо усилий по выпуску собственных летательных аппаратов в кооперации с «ОДК-Климов», Уральским заводом гражданской авиации, Объединенной двигателестроительной корпорацией выполняет работы по совершенно новому направлению – «Авиационное двигателестроение», по которому налажено серийное производство сборочных узлов для двигателей.
В деле импортозамещения – пока не по объемам, а по номенклатуре – занимают выгодные позиции и другие предприятия промышленного комплекса Дагестана. К примеру, завод им. Гаджиева помимо основной продукции осваивает свою долю в производстве отечественной сельхозтехники. Здесь ведутся работы по выпуску изделий для Ростовского завода сельскохозяйственных машин и комбайнового завода группы компаний «Ростсельмаш».
В Министерстве промышленности РД, подтвердив, что ОАО «Авиаагрегат» действительно представил для тестирования ВАЗовцам свои электроусилители руля, заявили, что ЗАО «Мушарака» из Буйнакска также прорабатывает вопрос производства для «АвтоВАЗа» колец и ступиц синхронизаторов.
По результатам видно, что работа предприятий нашей республики ведётся не бюрократическая. Россия строит рельсы новой промышленной политики, и участие в этом Дагестана всё весомее.