X

Рельсы новой промышленной политики

Новость о том, что концерн «АвтоВАЗ» тестирует возможность использования в сборке автомобиля Lada Granta дагестанских электроусилителей руля, внушает большую надежду на возрождение былой мощи завода «Авиаагрегат». Изделия из Махачкалы помогут автогиганту решить проблему некомплекта, а Дагестану загрузить предприятие объёмами.

Заявление о том, что новая промышленная политика автоконцерна нацелена на максимальное вовлечение отечественных производителей, сделанное вице-президентом по безопасности и режиму АО «АвтоВАЗ» Павлом Жукалиным в ходе рабочего визита в нашу республику летом прошлого года, уже приносит дивиденды для экономики региона.

«Нам необходимо загрузить мощности АО «АвтоВАЗ», к руководству которого вернулись высококвалифицированные специалисты страны. Мы сейчас нуждаемся в надёжных партнёрах», – сказал он, предложив дагестанским промышленным предприятиям выходить с предложениями по импортозамещению.

Обещание, что каждое из них будет рассмотрено со всем вниманием, сдержали. В частности, предложение использовать в сборке продукцию завода «Авиаагрегат». Как сообщает «Нетипичный АвтоВАЗ», партия опытных образцов электроусилителей рулевого управления уже доставлена адресату и в ближайшее время будет испытана на Lada Granta.

Впрочем, сомневаться в качестве продукции нашего завода не приходится, долгие годы махачкалинцы успешно и в больших объемах поставляли свои изделия автоконцерну, а теперь, когда он ориентирован прежде всего на отечественных производителей, подобное импортозамещение как минимум разрешает актуальные проблемы. Пока конвейер автогиганта работает далеко не на полную мощность.

В этом плане стоит отметить, что, несмотря на негативные факторы, связанные с введением ограничительных мер в отношении российской экономики, промышленные предприятия республики не только обеспечили бесперебойную работу и сохранили рабочие места, но и освоили новые перспективные импортозамещающие производства.

Как нам рассказали в Минпромторге РД, такая работа в Дагестане ведется не первый год. В 2020-м, к примеру, был реализован специальный план мероприятий, в результате чего освоено производство восьми импортозамещающих изделий. В числе этой номенклатуры продукция для авиастроения, наземное аэродромное оборудование, свидетельствующее о наличия у нас соответствующей технологической базы.

Также созданы образцы высокотехнологичного маслоочистительного оборудования для очистки и сушки турбинного и трансформаторного масла на АЭС, ГРЭС и ТЭЦ, центробежные сепаратороры и бактофуги для изготовления молочных продуктов. Ряд изделий, предназначенных для нефтегазовой отрасли, уже в производстве. Речь о винтовых скважинных насосах для нефтедобычи и импортозамещающем газорегуляторном оборудовании.

В этой связи в Дагестане уверенно растут собственные доходы бюджета. Порядка двух третей его традиционно составляет доля налогового вклада промышленных предприятий, она может подрасти и до более значимых величин. Теперь, когда в рамках политики импортозамещения идет диверсификация предприятий оборонно-промышленного комплекса в кооперации с крупными отечественными корпорациями, существенно увеличился гособоронзаказ, сохраняется тенденция роста выпуска гражданской продукции, соответственно, растут и поступления налогов в бюджет.

Лидером в этом, безусловно, остаётся концерн «КЭМЗ», который совместно с ПАО «КамАЗ» разработал комплексную инвестиционную программу по освоению производства, испытаний и запуска в серийное производство изделий для автомобилей грузовиков и электробусов. Планируется запуск в серийное производство 9 изделий для автомобильной промышленности.

В настоящее время по этой программе изготавливаются опытные образцы и проводятся испытания изделий, а вот производство электротрансформаторов на 250 и 400 киловатт и выпуск рециркуляторов для обеззараживания воздуха объемом производства до 400 единиц в сутки уже запущены.

Концерн помимо усилий по выпуску собственных летательных аппаратов в кооперации с «ОДК-Климов», Уральским заводом гражданской авиации, Объединенной двигателестроительной корпорацией выполняет работы по совершенно новому направлению – «Авиационное двигателестроение», по которому налажено серийное производство сборочных узлов для двигателей.

В деле импортозамещения – пока не по объемам, а по номенклатуре – занимают выгодные позиции и другие предприятия промышленного комплекса Дагестана. К примеру, завод им. Гаджиева помимо основной продукции осваивает свою долю в производстве отечественной сельхозтехники. Здесь ведутся работы по выпуску изделий для Ростовского завода сельскохозяйственных машин и комбайнового завода группы компаний «Ростсельмаш».

В Министерстве промышленности РД, подтвердив, что ОАО «Авиаагрегат» действительно представил для тестирования ВАЗовцам свои электроусилители руля, заявили, что ЗАО «Мушарака» из Буйнакска также прорабатывает вопрос производства для «АвтоВАЗа» колец и ступиц синхронизаторов.

По результатам видно, что работа предприятий нашей республики ведётся не бюрократическая. Россия строит рельсы новой промышленной политики, и участие в этом Дагестана всё весомее.

Статьи из «Промышленный сектор»

От оборонки до продаж

48
Промышленный комплекс Дагестана уже несколько лет подряд демонстрирует устойчивый рост....

Новый завод, новые надежды

23
Открылось крупнейшее предприятие в СКФО по выпуску полимерных труб, оснащенное самым...

Дагестан входит в моду!

190
Удельный вес вклада промышленности в ВРП республики последние годы составляет всего 6–7 %....

Рост и качественный, и количественный

55
Разветвлённая сеть предприятий легкой промышленности, представленная в Дагестане некогда практически в каждом городе...