Купить PDF-версию
X
05:17 28.12.2012

Ресурсный потенциал – в дело

В Послании Федеральному Собранию Президент России особое внимание уделил проблемам реализации инфраструктурных направлений. В качестве приоритетов Владимир Путин констатировал, что «после того как Резервный фонд превысит 7% ВВП, мы можем направить половину доходов сверх этого уровня в российскую экономику, главным образом в инфраструктурные проекты».

В условиях развития экономики, усиления интегрированных процессов и транзитных перевозок возрастает роль инфраструктурного обеспечения отраслей экономики, особенно это касается аграрного сектора.

В Дагестане занятость значительной части населения, её доходы напрямую связаны с сельскохозяйственным производством, инфраструктурным обеспечением аграрного сектора. Важность развития аграрной экономики, в частности материально-технической базы производственной инфраструктуры, особо подчеркнута и в Послании главы Дагестана парламенту республики. В нем говорится, что «нам нужно шире использовать возможности республиканской целевой программы «Повышение технической оснащенности сельскохозяйственного производства в Республике Дагестан на 2012–2020 годы, предусматривающей выделение 1,2 млрд рублей из республиканского бюджета на кардинальную техническую модернизацию отрасли».

Исследование показало, что в тех районах аграрного сектора, которые неудовлетворительно обеспечены автодорогами, доля транспортных составляющих инфраструктуры (издержек) в себестоимости сельскохозяйственной продукции достигает 30-35%. В результате каждое такое «бездорожное» хозяйство несет большие потери. Так, при перевозке зерна по бездорожью потери его составляют более 2,5-3%, растут простои и аварийность, затраты на топливо. При этом отрадно отметить, что глава государства указал, что России необходим прорыв в строительстве дорог.

Совершенствование управления производственной инфраструктуры – магистральное направление рыночной экономики. Устойчивый уровень ее развития, как показывает практика, позволяет полно и комплексно использовать ресурсный потенциал, сокращать время нахождения материальных благ в сфере обращения, повышать мобильность производственных ресурсов, что способствует эффективности сельхозпроизводства и перевозок продукции. Наибольший удельный вес перевозок грузов приходится на автомобильный транспорт.

В условиях модернизации региональной экономики проблема производственной сферы стала одной из приоритетных, так как инфраструктурная отрасль является сферой национальных интересов. В условиях роста экономики, усиления интеграционных процессов возрастает роль производственной инфраструктуры, комплексного её развития и взаимодействия всех подотраслей, а также взаимосвязи с другими составляющими экономики аграрного сектора региона.

Развитие всех видов производственной инфраструктуры в условиях модернизации российского общества – это не только экономическая задача, а прежде всего  задача обеспечения единства Северо-Кавказского федерального округа.

Президент страны обозначил новые подходы к решению инфраструктурной политики. Так, в Послании подчеркивается, что важнейший приоритет развития – инфраструктурные и транспортные коридоры. «Нам нужно обеспечить в полном смысле транспортную связанность, единство всей российской территории». Учитывая важное значение в сфере функционирования отраслей инфраструктуры, широкомасштабной целью её развития является формирование интегрированной инфраструктурной системы АПК регионов страны, которая обеспечивала бы потребности общества качественными и конкурентоспособными продуктами питания.

Анализ показал существенное отставание развития материально-технической базы инфраструктуры от потребностей аграрной экономики, непропорциональность развития отдельных подотраслей производственной инфраструктуры и т.д. Острота проблем развития и функционирования ее объектов усугубляется ведомственностью управления и прогнозирования, что ведет к недостаточному использованию производственно-технического потенциала.

Неудовлетворительное развитие инфраструктуры – следствие не только ограниченности материальных, производственных и трудовых ресурсов, выделяемых на ее развитие, но и результат определенных просчетов прогнозирования. Таким образом, одной из важных проблем инфраструктуры в настоящее время является повышение степени научной обоснованности прогнозных заданий по ее развитию.

В ближайшие годы намечается увеличить производство продукции аграрного сектора экономики. Для этого необходимо разработать и реализовать экономические методы инфраструктурного перевооружения предприятий аграрного комплекса, укрепления материально-технической оснащенности сельского хозяйства.

Среди мер по совершенствованию инфраструктурного обеспечения АПК важная роль отводится созданию системы оптовых рынков материально-технических ресурсов, рынков разнообразных видов работ и инфраструктурных услуг в области снабжения, ремонта и технического обслуживания подвижного состава. Создание такой комплексной системы предполагает эффективное использование уже имеющейся инфраструктуры агросервиса. Здесь требуется расширить прямые связи с заводами-изготовителями, в том числе и путем создания сети дилерских и других посреднических пунктов, а также увеличения объема финансирования лизинговых поставок техники в федеральном и региональных бюджетах.

В соответствии с республиканской целевой  программой повышение технической оснащенности агропроизводства на 2012-2020 годы взять курс на дальнейшее повышение механизации сельского хозяйства, увеличение поставок АПК рабочих машин, расширение набора аграрной техники, различных видов транспортных средств и оборудования. Главная цель – укрепить фронт механизации, сократить сроки выполнения сельскохозяйственных работ, завершить комплексную механизацию работ в одних подотраслях экономики и значительно поднять уровень механизации в других. В перспективе намечается осуществлять перевооружение сельского хозяйства на базе новой техники и технологии.

редусматривается получать более совершенные, высокопроизводительные машины, а также рост производства и увеличение поставок сельскому хозяйству прежде всего скоростных и энергонасыщенных тракторов.

В связи с этим одним из важнейших условий устойчивого развития АПК является дальнейшее широкое  и всестороннее использование электрической энергии в сельском хозяйстве. Использование электрической энергии резко повышает производительность труда, улучшает культурно-бытовое обслуживание населения, позволяет осуществить автоматизацию многих производственно-инфраструктурных процессов и перейти в ряде случаев к комплексной механизации производства аграрного сектора экономики.

Важно удешевить для сельхозпроизводителей инфраструктурные лизинговые услуги, организовать поставку им техники и оборудования в соответствии с потребностями.  

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что при современном состоянии аграрно-промышленного комплекса региона модернизационные преобразования в ней могут принести существенный эффект при значительном повышении материально-технической базы и транспортных средств этой важнейшей отрасли экономики.

Таким образом, взаимосвязанное и комплексное решение поставленных вопросов позволит обеспечить более эффективное функционирование производственной инфраструктуры в развитии экономики аграрного сектора.

Статьи из «Экономика»

Форум содействия развитию АПК

51
В Каспийске во второй раз открылся двухдневный...

«…Косточку в теплую землю зарою»

247
Помните эти бессмертные стихи великого Булата Окуджавы?...

Дагестан богат не только теплицами

146
Овощеводство защищенного грунта стало одним из...

Виноградарство: реалии и перспективы

83
Виноградно-винодельческий комплекс Дагестана...