Конечно, аудит прежде всего ставил задачу выявить главные общероссийские тренды, влияющие на финансовую стабильность и экономическое развитие регионов. В частности, он определил зависимость субъектов Федерации от бюджетных кредитов, предоставляемых Федеральным центром на льготных условиях (ИБК).
Судя по выкладкам Счетной палаты, в целом по стране наблюдается положительная тенденция по замещению дорогостоящих коммерческих займов более дешевыми бюджетными кредитами. Подобная форма поддержки Федерального центра позволяет регионам снизить платежи по обслуживанию долга и решать свои текущие проблемы.
Констатируя позитив использования ИБК в целом, аудиторы также задались вопросом, действительно ли в реальности регионы, воспользовавшись этим инструментом, снизили свои долги, а не переложили обязательства из «одного кармана в другой»?
Счетная палата признаёт, что используемый Минфином России показатель «Уровень долговой нагрузки по рыночным заимствованиям субъектов Российской Федерации» не позволяет полностью оценивать долговую нагрузку на региональный бюджет. Дело в том, что при его расчете учитываются только задолженность по рыночным заимствованиям, а не весь объем государственного долга региона.
Для дотационного Дагестана с высокой потребностью в инфраструктурных инвестициях и ограниченными собственными доходами эта ситуация несет в себе определенные риски. Судя по отчету, в оценке долговой устойчивости регионов, как правило, не учитываются инфраструктурные бюджетные кредиты, что создает иллюзию благополучия, поскольку официально долговая нагрузка выглядит умеренной. По факту же реальная ситуация может быть иной, если учитывать все обязательства, включая ИБК.
Исследование показало, что в целом по стране эффективность использования ИБК оставляет желать лучшего. Проекты часто реализуются с задержками, а их стоимость растет. И ответственность за это не предусмотрена. Для нашей республики эта проблема может быть особенно актуальной. Счетная палата в подобных случаях указывает на недостатки в системе стратегического планирования.
К примеру, госпрограммы не содержат полного комплекса мероприятий, нацеленных на снижение долговой нагрузки регионов и эффективное использование долговых инструментов. Нельзя исключать, что эта проблема актуальна и для нас. Между тем, согласно отчету, уровень долговой устойчивости РД понизился с «высокого» до «среднего».
Чтобы избежать негативных последствий, необходимо проведение анализа структуры государственного долга республики, учитывая все виды заимствований, включая ИБК.
Не на последнем месте прозрачность использования бюджетных кредитов, направленных на реализацию инфраструктурных проектов. Напомним, наша республика на период с 2022 по 2025 год заимствовала ИБК на сумму 14 124,5 млн рублей. В частности, 10 524,5 млн рублей для проектирования и строительства магистрального водовода «Чиркей — Махачкала — Каспийск» и 3600 млн рублей на строительство новой напорной нитки D 1400 мм от ГНС-6 до очистных сооружений в Каспийске.
Ошибки в управлении долговыми обязательствами могут привести к ситуации, когда большая часть бюджетных средств будет уходить на обслуживание долга, а не на развитие экономики. Отчет Счетной палаты – это не просто статистка, а сигнал проявить аккуратность и должное внимание к потенциальным негативным последствиям и растущей зависимости от бюджетных кредитов.