Рынок, госплан и социальный прогресс

Дискуссии о соотношении государственного регулирования экономической деятельности и рыночных принципов организации хозяйствования продолжаются не одно десятилетие. Однако с началом специальной военной операции (СВО) и необходимостью налаживания более строгой дисциплины в области выполнения государственных оборонных заказов они приобрели особую остроту и в научной среде, и в средствах массовой информации.
Между тем нахождение оптимального соотношения госвлияния и непосредственно рыночных отношений имеет не только ключевое значение конкретно в нынешний переломный момент истории нашей страны, но и вообще чрезвычайно важно для выработки стратегии социально-экономического развития на длительную перспективу.
Остроту сегодняшней дискуссии придают конкретные исторические обстоятельства, при которых в России сформировалась нынешняя система рыночных отношений. Дело в том, что навязывавшаяся нашей стране в начале 90-х годов минувшего столетия многочисленными западными «консультантами» модель так называемого «свободного рынка» на деле имела мало общего с реальной современной рыночной экономикой, существовавшей в то время в развитых западных государствах.
Когда-то такой уклад экономической жизни, который на самом деле можно назвать «либеральным капитализмом», действительно был господствующим, но в реальной жизни практически ни одна из развитых стран давно уже не жила по таким принципам. Говоря точнее, такой уклад прекратил свое бесславное существование уже в результате Великого экономического кризиса конца 20-х – начала 30-х годов ХХ столетия и последовавшей за ним многолетней депрессии, охвативших практически все страны западного мира.
Показательно при этом, что, например, некоторые ближайшие соратники президента Рузвельта не скрывали, что ряд элементов новой социально-экономической политики они почерпнули из практики стран реального социализма, на тот момент Советского Союза, разумеется, видоизменив их применительно к реалиям рыночной экономики. Но еще до этого многие видные экономисты на Западе отмечали необходимость проведения более социально ориентированной, отвечающей общественным потребностям экономической политики.
Например, еще в конце XIX столетия основатель так называемой Кембриджской школы известный британский экономист Альфред Маршалл подчеркивал, что именно повышение уровня жизни «подразумевает рост сознания, энергии и чувства собственного достоинства… Повышение жизненного уровня всего населения ведет к значительному росту национального дивиденда». Под «национальным дивидендом» в данном случае следует понимать и развитие самой экономики, и благосостояние всего общества. Соответственно, повышение уровня жизни напрямую содействует не только социальному прогрессу, но и непосредственно экономическому росту.
А вот каким видел в самом начале XX века соотношение рыночной экономики и социальных целей развития ученик и последователь А. Маршалла профессор Артур Пигу, подчеркивавший, что экономическая деятельность должна приводить «к практическим результатам в деле социального прогресса».
Следовательно, успешное развитие рыночной экономики и ее социальная (общественная) направленность виделись не какими-то оторванными друг от друга категориями, но абсолютно взаимосвязанными явлениями. Поэтому суть новой политики, проводимой с 1930-х годов, состояла в сочетании «классических» рыночных методов хозяйствования и разнообразных элементов планово-организующего и – особо – социального воздействия на экономические процессы, а также регулирования основных экономических пропорций со стороны государства – и это при общем сохранении рыночной системы хозяйствования как таковой.
Иными словами, воздействие государства на экономические процессы означает наличие в его арсенале разнообразного спектра стимулирующих мер, но при этом никоим образом не предполагает директивных действий государства по волевому искажению цен или изменению ассортимента выпускаемой продукции, если она пользуется спросом у потребителей. Конечно, если только ее выпуск не противоречит закону.
Таким образом, начиная с этого времени рыночная экономика уже не в работах теоретиков, а в реальной действительности функционирует с обязательным учетом задач и интересов социального развития общества, а защиту этих интересов берет на себя государство. И именно эта существовавшая к тому времени уже в течение десятилетий в подавляющем большинстве западных стран реальность и была проигнорирована и фактически отброшена в результате одностороннего навязывания обществу «либеральных» взглядов в ходе экономических преобразований в России в 1990-е годы.
Фактически над многонациональным народом нашей страны проводился некий «эксперимент» с использованием давно просроченных и выброшенных в других государствах на свалку средств. Результаты его в виде потери значительной части экономического потенциала и обнищания огромных масс населения хорошо известны.
Оттого-то столь резко и звучит сегодня на различных площадках критика этого периода нашей истории. Одновременно принципиально важно, что при всей остроте дискуссий речь идет не о каком-либо «отказе» от принципов рыночной экономики и о замене ее директивной. Более того, на различных уровнях, включая самый высокий, неоднократно подчеркивается, что именно рыночный характер российской экономики во многом способствовал тому, что наша страна с минимальными потерями выдержала беспрецедентный санкционный нажим последних полутора лет.
Вопрос о соотношении влияния государства и рыночных принципов поднимался и в ходе прошедшего недавно Петербургского международного экономического форума. О значении именно расширения свободы предпринимательства в стратегии экономического развития нашей страны говорил, выступая на форуме, Президент России Владимир Путин.
Поэтому в ходе дискуссий говорят, например, о совершенствовании индикативного планирования макроэкономических показателей и основных пропорций, которое вполне сочетается с общим рыночным характером экономики, особенно на таких направлениях, как прежде всего научно-техническое, энергетическое, транспортное. Это позволило бы придать рыночной экономике более предсказуемый на перспективу и социально направленный характер.
О каких еще перспективных мерах не директивного, но именно экономического воздействия на хозяйственные процессы и в частности на предпринимательскую деятельность со стороны государства мы можем говорить? Прежде всего, когда мы ведем речь о рассчитанной на перспективу социальной политике, имеется в виду, что государство изначально ставит цели социального развития в центр своей деятельности, а затем стремится к их выполнению, сверстывая под них стратегические планы и прогнозы, ориентируя в целом бюджетно-финансовую политику.
Таким образом, государство – еще раз подчеркнём! – вовсе не возвращается к директивному планированию всех и всяческих «заданий» многочисленным предприятиям частного сектора, что было бы невозможно даже в принципе, а, напротив, совершенствует собственную прогнозируемую бюджетную деятельность. Это означает, что формирование государственных бюджетов изначально осуществляется не в пожарном порядке, хотя в отдельные моменты истории это может оказаться необходимым, но прежде всего исходя из долгосрочных перспектив и прогнозов, которые в свою очередь разрабатываются с учетом основных социальных целей, определяемых государством на основе запросов общества и общемировых тенденций развития.
Иными словами, государственное воздействие на процессы в рыночной экономике изначально увязывается с благом общества в самом широком смысле.
Соответственно, уже на основе определенных долгосрочных прогнозных целей строится последующая система мер финансово-налогового характера, включая меры, стимулирующие непосредственно предпринимательскую деятельность в частном секторе.
В этой связи необходимо напомнить, что важное место остается и за государственным предпринимательством, поскольку не только в отдельных общественно значимых проектах, но и по целому ряду направлений активность государства в качестве непосредственного участника экономической деятельности по-прежнему служит своего рода важным маяком для частного бизнеса. Такая активность демонстрирует государственную заинтересованность в развитии того или иного проекта или целой отрасли. Соответственно, частные предприниматели могут рассматривать эту заинтересованность как определенного рода гарантии серьезности намерений государства и долгосрочного характера развития самого данного предприятия.
Статьи из «Экономика»
Обеспечение лидерства

Налоговый удар по «тени»

На службе развития регионов

Равноправие народов

Формы малые, но заметные

Стратегические решения

Медовое дело

Под крышей дома моего
