О первых итогах нацпроекта «Эффективная транспортная система» можно судить по результатам трех кварталов нынешнего года. Так, по данным федерального Минфина, исполнение доведено до 67,9 млрд руб., а это 50,4 % от средств, предусмотренных на год. Эти данные превышают уровень исполнения комплексного плана год назад (35 %). Новому нацпроекту в третьем квартале чуть снизили планку финансирования до конца года (на 5,7 %), главным образом из-за переноса значительной части федерального финансирования на «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей» на 2026 год. При этом пяти федеральным проектам из девяти планку расходов, наоборот, повысили, увеличив финансирование на «Развитие опорной сети морских портов» в 192 раза – до 1,2 млрд руб. А «Развитие кадрового потенциала транспортной отрасли» – в восемь раз, доведя до 182 млн руб.

Международный аэропорт Махачкалы
Глава Дагестана Сергей Меликов не раз подчеркивал, что развитие транспортной инфраструктуры играет стратегическую роль в экономике страны, и республика как часть транспортного коридора «Север – Юг» является связкой в реализации транспортных проектов. Также он неоднократно отмечал необходимость увеличения темпов строительства дорог, соответствующих современным требованиям. При этом вся дорожно-транспортная система должна быть максимально ориентирована на потребности людей и на их безопасность.
В свою очередь премьер-министр республики Абдулмуслим Абдулмуслимов отмечает, что транспортная система «Умный город» поможет ликвидировать множественные заторы на улицах Махачкалы. Премьер-министр республиканского кабмина пообещал, что такой проект будет запущен, он находится на стадии обсуждения с Главой республики. Так, руководством региона развитие транспортной инфраструктуры рассматривается как одно из стержневых направлений развития. На эти цели в начале апреля текущего года было привлечено более 72 млрд руб., из которых около 50 млрд – это частные вложения.

Ждут положительных изменений дороги и трассы горного края
В международном аэропорту Махачкалы проходит полная реконструкция аэродромной инфраструктуры на сумму 13 млрд руб. В воздушной гавани идет строительство нового терминала внутренних авиалиний, современной взлетно-посадочной полосы длиной 3,5 км, способной принимать все типы воздушных судов, создается комфортабельная стоянка на 16 самолетов. Продолжается работа в железнодорожном сегменте республики. Новые электропоезда пополнили железнодорожный парк качественным пригородным транспортом. Власти также планируют модернизировать Махачкалинский железнодорожный вокзал, в том числе установить пандусы и лифты.
Ждут положительных изменений дороги и трассы горного края. Проводятся работы на 41 дорожном объекте протяженностью 212,2 километра. На эти цели выделено 7,1 млрд рублей. Начато строительство объездов Хасавюрта (там введена в строй часть четырехполосной магистрали общей длиной в 21 километр). Предусмотрен северный обход Махачкалы (длиной 31,1 километра), а связывающая трасса Р-215 может полностью разгрузить городские улицы. В Минтрансе России считают, что строительство этих обходов повысит пропускную способность международного транспортного коридора «Север – Юг».
Одновременно в рамках прорывного дорожного проекта развивается Махачкалинский морской порт. Приоритетной задачей также является строительство зернового терминала мощностью 1,5 млн тонн в год. Капитального ремонта и реконструкции ждут существующие причалы.
Иными словами, всеобъемлющий нацпроект предполагает объединить в сеть все виды транспорта, чтобы можно было быстрее перевозить грузы по стране и комфортнее путешествовать на дальние расстояния. Планируется, что создание бесшовной транспортной системы окажет значительное влияние на российскую экономику. А протяженность новых магистралей превысит 4500 км. Так, магистрали, интегрируя в существующую транспортную систему страны, создадут новые возможности более чем для десяти миллионов человек. Можно сказать, что скоростной каркас единой транспортной системы уже демонстрирует свою эффективность, а пассажиры и грузоотправители активно пользуются внедряемыми решениями с учетом самых новых технологий и отечественного программного обеспечения, на котором должен работать скоростной транспорт.
Речь в целом идёт о создании унифицированной многофункциональной транс-
портной сети, которая объединит не только автодороги, но и морские, речные порты, железнодорожные пути, линии авиасообщения с учетом современных технологических и экономических реалий. И если ранее развитие дорожной инфраструктуры шло по экстенсивному сценарию, что приводило к росту государственных инвестиций, то сейчас, как прописано в нацпроекте, в основу ляжет транспортно-экономический баланс единой опорной транспортной сети. А развитие транспортных путей станет максимально скоординированным, что оптимизирует вложения, позволит достичь необходимого эффекта.
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




5