«Север – Юг»: транспортному коридору быть!
Ежегодно в третье воскресенье октября в России отмечается День работников дорожного хозяйства. В Дагестане дорожные строители, ремонтники, инженеры, проектировщики будут чествовать лучших из своих коллег. Не оставит без внимания дорожников и руководство республики, ведь от степени развитости транспортной инфраструктуры в прямой зависимости – рост экономики региона.
То, что в Дагестане дороги строятся интенсивно, – факт. А планы на будущее еще масштабнее. К примеру, последние проекты по строительству новых дорожных объектов обойдутся казне практически в 50 миллиардов рублей. К 2025 году намерены построить две объездные дороги вокруг городов Хасавюрта и Дербента, сообщил накануне врио министра транспорта и дорожного хозяйства республики Ширухан Гаджимурадов. И это еще не все.
В Дагестане активно ведется строительство целого ряда транспортных артерий, приближающих воплощение в жизнь идеи формирования международного транспортного коридора «Север – Юг» для реализации стратегического партнерства России со странами Прикаспийского региона. Проект предполагает не только строительство дорог, это еще и модернизация Махачкалинского морского международного торгового порта, возведение центров логистики и прочее.
Частью этих планов является ввод в эксплуатацию до конца текущего года 1,5 км дороги Куллар – Яруквалар. Автомобильная дорога предусмотрена с целью создания нового маршрута для обеспечения транспортных связей между селами, расположенными южнее реки Самур, села Азодоглы и станции «Самур» с северной частью Дагестана и Дербентом и Махачкалой. Она позволит обеспечить наикратчайший выход от федеральной автомобильной дороги «Кавказ» к селу Ходжа-Казмаляр, расположенному на международном маршруте. Дорога способствует сокращению пути к пограничным пунктам пропуска «Ширвановка» и «Ялама» на 21 км. Здесь уже завершены работы по строительству двух железобетонных мостов через реку Гюльгеры-чай и Самур-Дербентский канал. Сроки завершения реконструкции дороги с вводом в эксплуатацию оставшихся 2,1 км предусмотрены в 2019-2020 гг.
Активно ведется и реконструкция автомобильной дороги Ново-Гапцах – Ново-Филя – Тагиркент – Ялама с подъездом к приграничной станции «Самур». Дорога является дублирующим маршрутом участка федеральной автодороги «Кавказ» на подходе к границе с Республикой Азербайджан и обеспечивает выход к пограничным пунктам пропуска «Ширвановка» и «Ялама». Протяженность дороги, подлежащей реконструкции, по проекту составляет 35,9 км.
Завершение реконструкции дороги с вводом в эксплуатацию оставшихся 19,5 км предполагает доведение пропускной способности до нормативных требований на подъезде к пограничным пунктам пропуска «Ширвановка» и «Ялама». В текущем году в соответствии с программой дорожных работ предусмотрено ввести в эксплуатацию 5 км. На сегодняшний день на объекте построено 21 искусственное сооружение общей длиной 267,18 метра. Полностью завершены работы по устройству двухслойного асфальтобетонного покрытия на участке протяженностью 4 км.
Похоже, что при такой активности, вопреки трудностям, связанным с турбулентностью в мировой экономике, международному транспортному коридору «Север – Юг» все же быть!
Джангиши Гадисов