«Северный поток» и Суэцкий канал: что общего?
Говорят, что история время от времени повторяется. Примеров этому уйма, приведем еще один. Итак, Египет, 1850–1870 годы. В мире широко обсуждаются экономические выгоды, которые мог бы принести Суэцкий канал. Инженеры всё рассчитали, есть уже и несколько проектов. Наполеон Бонапарт, оказавшись в Египте, даже объявил о своем намерении обязательно этот канал построить, но предпочел великой стройке великую войну.
Идею, как сообщает портал «История экономики», подхватил отставной дипломат француз Фердинанд де Лессепс. Надо было так случиться, что руководителем Египта стал Саид-паша, которого в свое время чуть ли не воспитывал французский дипломат. Саид-паша с легкостью предоставляет де Лессепсу концессию на отчуждение земель и строительство канала.
Беда пришла оттуда, откуда не ждали. Англия, бесспорный лидер мировой торговли, а значит, и мироустройства того периода, выносит свой вердикт: канала быть не должно. Потому что такой канал предоставит большие преимущества другим державам, не английским портам, а средиземноморским, тогда как Лондон или Портсмут окажутся отдалены от главного фарватера. Вместо канала англичане предлагают построить железную дорогу, которая соединила бы Александрию и Каир с Суэцем, что успешно и было осуществлено в 1858 году. Англия потирает руки: все грузы, следующие из Средиземного моря в Красное и обратно, перевозятся английской железной дорогой, строительство которой окупается уже в первый год эксплуатации.
Но француз неугомонен. Ценой невероятных усилий ему удалось начать работы по рытью канала. И тут англичане со спартанской прямотой объявили Саиду-паше, что «симпатии к Суэцкому каналу всерьез угрожают существованию Вашей династии». Турецкие власти прямо приказали своему вали Саиду прекратить все работы. Перепуганный Саид тут же транслирует запрет Лессепсу, но… неугомонный француз просто игнорирует приказ своего египетского друга и разворачивает довольно бурную дипломатическую деятельность, добиваясь полного одобрения его работы императором Франции и полной поддержки в Австрии и Сардинии. Встретив столь категорический отпор, англичане несколько умеряют пыл: серьезные конфликты никому не нужны.
Итак, 17 ноября 1869 года движение по Суэцкому каналу открыто, но… корабли его обходят стороной. За весь 1870 год суммарный тоннаж грузов, прошедших через Суэцкий канал, составляет всего около 3 % от грузов, прошедших традиционным маршрутом вокруг Африки. Компания несет значительные убытки и даже в какой-то момент была близка к банкротству.
В 1875 году Измаил-паша, новый руководитель Египта, продает свои акции Британии. И с этого момента дела у акционеров идут блестяще: и раньше в мире три четверти морских перевозок осуществлялись под британским флагом, и теперь их корабли всё чаще выбирают именно Суэцкий канал для прохода на Восток. В середине 70-х гг. канал приносит прибыль, в 80-х гг. эта прибыль уже кажется фантастической, начиная с 1877 года она весь XIX век продолжает расти – примерно в 4 раза каждые пять лет.
Что из себя сегодня представляет Суэцкий канал, думаю, нет необходимости объяснять. Только нужно добавить, что 26 июля 1956 года Египет национализировал Суэцкий канал. Доходы от канала должен получать народ Египта, заявил президент страны Абдель Насер, чем нанес огромный ущерб финансовым интересам Франции и Британии, которые до этого владели каналом. Они решили войной пойти на Египет, но им помешал Советский Союз. Впрочем, это уже другая тема.
Эту историю мы вспомнили, чтобы напомнить, с какими препятствиями столкнулось строительство газопровода «Северный поток-2». Уже не Англия, а Америка, весь коллективный Запад были против его строительства. Хотя, как и в случае с Суэцким каналом, выгоды очевидны всем. Но Россия, как в свое время Фердинанд де Лессепс, проигнорировала «хотелки» Запада и таки достроила газопровод. На днях было объявлено, что сварен последний кусок трубы, сейчас идут работы по пусконаладке и сертификации газопровода. По словам председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера, до конца года газ начнет поступать на европейский рынок.
И вот тут появляется новая пища для сравнений с Суэцким каналом. В ЕС принята газовая директива, согласно которой нельзя допускать, чтобы компания, владеющая трубопроводом, единолично поставляла и топливо в Европейский Союз. Газпром пытался оспорить это решение в суде, но пока безуспешно. По этому поводу европейские журналисты разразились невероятными версиями по поводу будущего газопровода. От его продажи России не уйти, пришли они к выводу, ссылаясь на какую-то инсайдерскую информацию.
Какова будет судьба газопровода – покажет время. Сегодня просто можно поаплодировать решимости руководства страны отстаивать свои интересы.