Сложности простых инноваций
В первой части беседы с председателем Дагестанской республиканской общественной организации Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ДагВОИР) Нусретом САРКАРОВЫМ мы обсудили отдельные проблемы регионального инновационного развития («Не сопротивляйтесь инновациям», ДП, №№ 59-60 от 16.03.2018 г.). Предлагаем читателям вторую часть интервью с нашим экспертом.
По мнению Саркарова, ни одно предприятие в Дагестане не в состоянии своими силами разработать, освоить производство более или менее сложной наукоемкой продукции и выйти с ней на рынок.
– Нусрет Кудратович, напрашивается извечный вопрос: «Кто виноват и что делать?» У вас есть конструктивные предложения по выходу из сложившейся ситуации?
– В масштабах республики есть. ДагВОИР предлагает создать единый внедренческий центр Дагестана (ЕВЦ), действующий под девизом «От идеи до внедрения». Постараюсь вкратце объяснить, что это такое.
ЕВЦ – это межведомственная организация, обладающая комплексом объектов, зданий, строений, сооружений и оборудования, необходимых для обеспечения запуска и вывода на рынок высокотехнологичной продукции, услуг и технологий.
На ЕВЦ должны быть возложены следующие задачи: выявление, анализ и оценка коммерческой или иной ценности предложенного технического решения (ТР); проведение патентных исследований; разработка конструкторской документации и технологическая проработка ТР; изготовление и испытание опытных образцов; анализ рынка, поиск рынков сбыта изделия, его сертификация; поиск инвесторов, венчурных фондов, банков и иных кредитных организаций, желающих вложить средства в освоение той или иной инновационной продукции; передача опытных образцов изделий с полным комплектом конструкторской, технологической и иной документации вместе с оснасткой и нестандартным оборудованием, необходимыми для постановки изделия на производство одному из предприятий-учредителей.
При ЕВЦ должны функционировать современное опытно-экспериментальное производство, лаборатории, испытательный центр, учебное заведение для подготовки и переподготовки инженерных и рабочих кадров для собственных нужд и нужд предприятий РД. В том числе для подготовки кадров по таким редким специальностям, как «патентный поверенный», «художник-конструктор промышленного дизайна», «маркетинг объектов интеллектуальной собственности», «оценщик объектов интеллектуальной собственности» и т.д. В Дагестане специалисты перечисленных профилей отсутствуют.
Учредителями ЕВЦ, на наш взгляд, должны быть Правительство Дагестана, республиканские министерства промышленности и торговли, образования и науки, экономики, сельского хозяйства, ДНЦ, ДагВОИР, вузы, НИИ, Союз промышленников и предпринимателей, иные юридические и физические лица.
Примерно так. Досконально положение о ЕВЦ, его задачи, состав и т.д. по согласованию сторон должны разработать специалисты.
Введение в строй ЕВЦ активизирует научные подразделения, предприятия республики, позволит повысить процент внедренных новшеств, существенно пополнить республиканский бюджет. При этом не нужно будет создавать при каждом учредителе структурные подразделения и производственные мощности, необходимые для разработки новых конкурентоспособных изделий, постановки их на производство и поиска рынка сбыта.
– Остается неясным: не будет ли ЕВЦ дублировать функции технопарков с аналогичными задачами, которые уже созданы и функционируют в Дагестане? И еще, вы сами говорите, что для создания ЕВЦ необходимо наличие комплекса зданий, сооружений, оборудования, инвестиции и т.д. Где все это взять?
– Да, несколько технопарков в Дагестане уже функционирует. Но при их создании взаимодействие между управляющей компанией и резидентами основывалось на банальных арендных отношениях: занимайся чем хочешь, только вовремя отчисляй арендную плату. Между тем основное требование к технопаркам – это обеспечение полного цикла услуг по размещению и развитию инновационных компаний, являющихся резидентами технопарка, для обеспечения запуска и выведения на рынок высокотехнологичной продукции. Подчеркиваю: инновационных компаний! А там инновациями и не пахло. Тем более что отсутствовали лаборатории, инновационно-технологические центры, центры промышленного дизайна, прототипирования, трансфера технологий и т.д., необходимые резидентам для ведения хозяйственной деятельности. Это тоже требования к технопарку.
Создалось впечатление, что все это хозяйство притянуто за уши к понятию «технопарк». Тем не менее, надо отдать должное, сносные условия для резидентов были созданы. Утешило меня и то, что благодаря арендаторам удалось сохранить в сносном состоянии здания и сооружения завода, на котором я отработал полжизни. В конце концов тротуарные плитки республике тоже нужны, хотя они и не из наноматериала.
– Не предлагаете же вы расформировывать их?
– Ни в коем случае! Я не сторонник радикальных мер. Хватит разрушать, пора созидать. Просто надо или пересмотреть действующий статус, оставив в силе предусмотренные государством преференции, или помочь создать инфраструктуру в соответствии с требованиями к технопаркам.
И вообще, политика создания технопарков требует коррекции. Скажем прямо, право создания технопарка отдано на откуп только управляющим компаниям, ставшим владельцами обширных территорий бывших заводов, на которых в бытность СССР работали десятки тысяч людей. Остальные этого права лишены. Это неправильно.