Соблюдать нормы закона
Земельный вопрос в Дагестане всегда стоял очень остро. Вследствие этого возникали и возникают земельные споры и конфликты. Нередки случаи, когда некоторые в надежде завладеть лакомым кусочком земли, преступают закон, не думая при этом о последствиях, в том числе уголовного характера. Остается надеяться на работу комиссии по проверке эффективного использования земельных участков во главе с Председателем Правительства РД, созданной по распоряжению руководителя республики.
О том, какая именно работа предстоит комиссии и действенных механизмах возвращения земельных отношений в законное русло, корреспонденту «ДП» рассказал председатель Общественной палаты Дагестана, член комиссии Абдулмуъмин Ибрагимов. Хотелось бы отметить, что Абдулмуъмин Магомедович в бытность работы руководителем колхоза и совхоза, а также первым заместителем мэра Махачкалы с проблемами в сфере земельных отношений сталкивался нередко. И сегодня, войдя в состав этой комиссии, он намерен высказать коллегам свои предложения по эффективному землепользованию в республике.
– Расскажите, пожалуйста, каковы основные задачи комиссии по проверке эффективного управления земельными участками?
– Если бы в различные периоды нашей жизни не происходило несерьезного отношения к проблеме землепользования, то ее вообще могло и не быть. На каком-то этапе в земельных отношениях впереди стоял не закон, а личные интересы. Соответственно, те, у кого была возможность самозахвата земель без оформления на них соответствующего права собственности, этим пользовались.
Дагестан в этом плане не является исключением, скажу даже больше, в нашей республике эти вопросы стоят наиболее остро. И необходимость разрешения этой ситуации назревала давно, но, к сожалению, этой работой практически не занимались. Хорошо, что сегодня руководитель республики Сергей Алимович Меликов призвал уделить этому вопросу серьезное внимание и издал распоряжение, на основании которого Правительством Дагестана создана комиссия по проверке эффективного использования земельных участков.
Скажу без преувеличения, что комиссии предстоит очень сложная и серьезная работа. У меня имеется свое видение решения этих вопросов. И здесь необходимо отметить, что наскоком эту проблему не решить – к ней нужно подходить обдуманно и взвешенно. Поставленную задачу комиссия должна решать с учетом всех обстоятельств, а работы впереди непочатый край. На сегодняшний день в республике в сфере земельных отношений складывается не совсем понятная ситуация. Проблемы, которые, казалось бы, властным структурам решать под силу, так и остаются нерешенными. Всему виной отсутствие единого подхода. Если бы разные отраслевые интересы и подходы удалось в рамках закона объединить воедино, то, по моему мнению, многие проблемы могли бы быть решены.
Мы никуда не денемся от реалий сегодняшнего дня. Десятки лет назад в порядке самозахвата и несоблюдения норм закона многие земельные участки были присвоены. А сегодня де-факто на этих земельных участках построены дома. При этом у людей зачастую отсутствует право собственности на эти участки и имущество. Иными словами, человек без этих документов не имеет даже права платить земельный и имущественный налоги. Спрашивается, кому от этого хорошо? Государству, которое не получает в казну налогов, – нет, гражданину, который не может распоряжаться землей и имуществом, – нет. Однако выход из этой ситуации есть, и надеюсь, что созданная комиссия его в итоге найдет.
– Абдулмуъмин Магомедович, а какова ситуация в республике в вопросах использования земель сельскохозяйственного назначения?
– В свое время эта категория республиканских земель предоставлялась населению в пользование, причем, как и положено, под ведение сельского хозяйства. Как нам известно, эти земли ввиду стимулирования для производства сельскохозяйственной продукции имеют очень низкую ставку налогообложения, которая составляет 50 рублей за один гектар.
Через какое-то время выходит так, что эти земли начинают граничить с территориями городов, соответственно становятся коммерчески привлекательными. Далее здесь начинают возводить промышленные предприятия и коммерческие объекты, а земля тем временем продолжает относиться к категории сельхозназначения. Таким образом, мы наблюдаем следующую картину: человек использует ее не по целевому назначению и при этом продолжает выплачивать налог 50 рублей за гектар, хотя по факту уже должен платить гораздо большую сумму – 94 тысячи рублей за гектар (коммерческий объект) либо до 280 тысяч рублей за гектар (промышленное производство). В итоге мы получаем огромную разницу в сумме уплаты налога: где 50 рублей, а где 94 и 280 тысяч рублей. В масштабах города, района и республики эту сумму посчитать нетрудно. Напрашивается вполне логичный вопрос: кому выгодно оставлять всё это в таком виде?
В Общественной палате республики мы затрагивали и вопрос использования земель скотопрогона. Мы помним времена, когда эти земли использовались строго по назначению, но прошли годы, и многое в этой области поменялось. К примеру, только в Махачкале около 100 гектаров таких земель де-факто являются поселениями. Но, учитывая, что земля находится в собственности республики, люди проживают на ней без права ни на что, а государство в свою очередь не получает в казну ни одного рубля. В ходе развернувшейся дискуссии мы пришли к мнению, что если земли скотопрогона в республике нужны, то пора уже найти альтернативный подход к этому вопросу, ведь всё это продолжается не год, не два, а десятки лет. И оставлять и дальше всё это хозяйство в таком состоянии – просто недопустимо. По моему мнению, все эти проблемы могут и должны быть разрешены.
Я уже не говорю о том, что у нас имеются вопросы и с граничащими территориями, причем не только с другими субъектами, но и между муниципальными образованиями республики. В Дагестане есть земли, которые обрисованы в черте одного района, а на кадастровом учете стоят в другом МО.
Это уже более сложные аспекты земельных отношений, и для их решения в рамках работы комиссии необходимо выработать определенный механизм.
– Наверняка у вас и других членов комиссии уже имеются предложения по их решению…
– За своих коллег говорить сейчас не буду, но отмечу, что в комиссию входят люди, которым уже приходилось сталкиваться с проблемами в области землепользования. Что касается меня, то я как член комиссии и председатель Общественной палаты республики, а также как человек, сталкивавшийся с этими проблемами, буду не только их озвучивать, но и предлагать пути их решения. Я вижу механизм их разрешения и буду отстаивать свою позицию до конца. Если же меня убедят в том, что мои подходы в чем-то неверны, я буду вносить в свои предложения соответствующие корректировки.
– До этого момента вы подробно обозначили имеющиеся в сфере земельных отношений нарушения. Теперь хотелось бы узнать и другую сторону медали: как всё это хозяйство вернуть в русло закона?
– Что касается земель скотопрогона, находящихся в республиканской собственности, то я вижу здесь следующее решение: на уровне Народного Собрания Дагестана необходимо принять решение о передаче этих территорий в муниципальную собственность. Если земля будет находиться в собственности муниципалитета, то администрация города или района совместно с местным Собранием депутатов сможет выделять эти земли населению для соответствующих нужд. В этом случае станет возможным процесс перевода земель в законное русло. Таким образом, человек, оформивший эту землю и имущество в собственность, будет автоматически попадать через Росреестр в налогооблагаемую базу Республики Дагестан.
Добавлю, что если обремененные земли находятся в федеральной собственности, то уже возникнет необходимость обращаться с подобными предложениями в вышестоящие инстанции.
При этом я вполне допускаю, что юристы и различные структуры, ознакомившись с текстом этого интервью, станут рассуждать, что подобный механизм противоречит каким-либо нормам закона. Я не стану утверждать, что описал весь процесс буквально от А до Я, но если в моем предложении есть что-то отличное от действующего законодательства, то можно ведь прибегнуть к законодательной инициативе. А именно: внести изменения в регламент не только на уровне муниципального образования, но и на уровне дагестанского парламента. А если потребуется, то выходить с инициативой и за пределы Республики Дагестан.
Повторюсь, не реагировать на сложившуюся сегодня ситуацию нельзя. И учитывая, что комиссия создана при Правительстве республики, ее предложения могут быть реализованы через Главу республики, кабинет министров и Народное Собрание гораздо быстрее.
– Абдулмуъмин Магомедович, ведь немало проблем в сфере землепользования имеется и в столице Дагестана. Взять хотя бы тот же Эльтавский лес…
– Вы правы, ведь территория Эльтавского леса когда-то насчитывала 70 гектаров, а сегодня осталось всего 20. И даже эти 20 гектаров леса какое-то время находились на стадии исчезновения, но благодаря действиям нынешнего руководства города территорию удалось сохранить. В бытность моей работы в администрации города было возвращено около двух гектаров леса, и я уверен, что вернуть можно еще порядка 10 га. Таким образом, территория леса может вырасти до 30 гектаров.
В этой связи считаю, что общественности надо продолжать держать руку на пульсе. И самое главное, территории Эльтавского леса необходимо придать статус охраняемой зоны. Только в этом случае охотники за этой землей будут отчетливо понимать, что все их попытки ее присвоить будут обречены на провал.
Хотелось бы обратить внимание и на другой участок в Махачкале, где наблюдается нецелевое использование земель. По обе стороны федеральной трассы «Кавказ» сегодня функционируют коммерческие объекты, хотя по факту эти земли предназначены исключительно для ведения сельскохозяйственной деятельности.
Учитывая всё вышесказанное, надеюсь, что комиссия создана не на короткий период времени. Более того, ввиду большого количества вопросов земельного характера она должна стать постоянно действующим рабочим органом.