Среди горного разнотравья

Два трехлитровых баллона топленого масла смотрятся так, будто в них заключено само солнце. Взгляд художника непременно бы зацепился за эту деталь, и, возможно, мы бы восхищались его творением – каким-нибудь натюрмортом в духе голландцев. Но кисть может запечатлеть лишь красивый образ, а вот каждодневный труд, благодаря которому, собственно говоря, и появилось на свет это «солнце», скорее всего, остался бы вне холста…
Между тем такой жизнью изо дня в день живут сельские труженики Магомед и Патимат Ахмедхановы из села Куяда Гунибского района. Небольшая семейная ферма, расположенная на окраине аула среди горного разнотравья, – их маленький мирок, в котором супруги не просто работают, выращивая скот, возделывая сад, но и находят минуты поговорить по душам за чашкой чая, обсудить будущее своих детей, которых, к слову, у них трое.
Эту маленькую ферму они держат уже почти десять лет. Ранее тут был небольшой заброшенный сарай местного колхоза: с развалом Союза строение стало ненужным и долгое время пустовало, превращаясь в развалины. Магомед и Патимат, заготавливая неподалеку сено для скота, решили привести его в порядок и начать свое дело.
– Не ради каких-то баснословных доходов, а просто для души и чтобы семью всем необходимым обеспечить: свое молоко, сыр, масло, сметана, кефир, мясо… Со временем хозяйство расширилось. Сегодня уже и не верится, что на этом месте когда-то только ветер и гулял, – говорит Патимат.
Ее рабочий день начинается, как говорится, с первыми петухами. Встав в 4 утра, совершив утренний намаз и приготовив завтрак для домочадцев, она выходит из дома и спешит к своим буренкам. Магомед уходит еще раньше и, пока придет Патимат, успевает не только прибрать в стойлах, но и заварить свежий чай.
– Вот такая романтика у нас с утра пораньше, – улыбаясь, говорит Патимат.
Но вот утренняя чайная церемония позади, пора снова приниматься за работу. Всех коровушек, телят надо накормить, напоить. В течение дня каждый занят своим делом.
– И дома порядок, и на ферме успеваете работать, к тому же вы учительница в местной школе. Как вас на всё хватает?
– Да я как-то даже не задумывалась на этот счет. За много лет привыкла уже, и я ведь не одна. Магомед всегда рядом, всегда поможет. Без него этой фермы и не было бы.
– А не было желания всё оставить? Ведь работа педагога отнимает немало сил.
– Действительно, это так, но на ферме я могу отвлечься от школьных будней – своего рода перезагрузка для меня. Сложно, конечно, но зато на столе всегда всё домашнее, мы можем порадовать родственников экологически чистыми продуктами, ну и нет-нет подзаработать, – делится хозяйка.
Часы совместного труда укрепляют их брак, которому без малого почти 30 лет.
– Как и у всех, бывает, что ссоримся, нередко – по пустяковым вопросам. Придем сюда, начнем работать и уже не до обид. Всё ненужное уходит на второй план. Здесь у нас забот хватает – скот, огород, в общем, забивать голову ерундой времени нет, – отмечает Магомед Джабраилович.
А тем временем Патимат завершает вечернюю дойку. Из молока благодаря сепаратору получают сметану. Вот хозяйка наливает содержимое одного из ведер в чашу и запускает аппарат. Спустя полминуты в небольшое ведерко потекла тонкая струйка свеженькой сметаны – самой настоящей, самой вкусненькой и полезной. С магазинной, даже самой распиаренной, ее не сравнить.
– Мы даже пробовать купленную сметану не можем. Наши дети тоже привыкли исключительно к домашнему и, когда в город выезжают по учебе или по работе, всегда берут из дома запас домашних молочных продуктов, – рассказывает Патимат.
Пока сметана струится в ведро, хозяйка не теряет времени даром и принимается взбивать сметану в масло. В помощь ей – строительная дрель, к которой прикреплена специальная насадка. Таким вот способом масло гораздо быстрее взбивается. Автор идеи – Магомед. Видел, как долго и монотонно приходится супруге трудиться, чтобы приготовить домашнее масло, и решил облегчить ей работу.
Ну вот и все. Молоко пропущено, сметана уложена в баночки, масло взбито, коровы и телята сыты, все животные в своих загонах. Заботы одного дня подошли к концу. Магомед и Патимат спешат домой – к детям, к внуку Омарчику, который уже успел соскучиться по дедушке с бабушкой. Ферма остается под надзором верного стража – Цыгана. Пес на протяжении многих лет верой и правдой служит хозяевам, защищая вверенную ему территорию от волков и других непрошеных гостей. Цыган тоже не прочь полакомиться свежими продуктами, особенно парным молоком, которым его часто балуют.
Статьи из «Экономика»
Обеспечение лидерства

Налоговый удар по «тени»

На службе развития регионов

Равноправие народов

Формы малые, но заметные

Стратегические решения

Медовое дело
