Между тем анализ прогноза развития производственной составляющей инфраструктуры республики показывает, что к 2027 г. примерно на 15–20% повысятся объемы перевозок продукции и пассажиров, по сравнению с 2017 годом. При этом необходимо осуществить комплексное развитие производственной составляющей инфраструктуры как одно из условий существенного повышения жизненного уровня населения; формирование и законодательное оформление структуры рынка услуг и ценовой сферы, системы регулирования транспортной деятельности и государственной поддержки важнейших инфраструктурных услуг; установление государственных стандартов дорожно-транспортной обеспеченности территорий и населенных пунктов региона.
Составляющие производственной инфраструктуры, как показывает практика, оказывают значительное влияние на повышение эффективности экономики. Это достигается прежде всего путем сокращения потерь продукции в процессе ее движения до переработки и реализации, а также принятия эффективных управленческих решений в данной области. В Дагестане приходится говорить о существенном отставании сегодня материально-технической базы инфраструктуры от потребностей экономики, её большой изношенности, неудовлетворительном состоянии путей сообщения, росте цен на топливно-энергетические ресурсы и прочем.
Как считают эксперты, при неблагоприятном сценарии уже в 2018–2020 гг. в республике могут возникнуть ограничения инфраструктурной доступности и товародвижения в международных, региональных и внутренних каналах, а значит инфраструктура может стать фактором тормоза экономического роста. В противовес этому негативному сценарию развитие региональной логистической инфраструктурной системы способно создать соответствующие технические, организационные, экономические, правовые и информационные предпосылки для уверенного развития экономики. Для этого необходимо: системно объединить существующие, уже созданные элементы производственно-информатизационной сферы республики; обеспечить развитие и доведение до необходимого уровня недостаточно развитых элементов дагестанской логистической инженерной инфраструктурной системы; создать новые недостающие элементы и звенья региональной логистической транспортной сферы.
Первоочередная задача для республики — разработка четкой, реальной производственно-инфраструктурной стратегии, например, по созданию единой инфраструктурной системы, транспортно-складской базы на основе экспортных коридоров или модернизации железных дорог. Это требует стратегического планирования, оно должно быть крупномасштабным, общенациональным и конкурентно-ориентированным.
Врио Главы республики В.Васильев придает большое значение развитию инфраструктуры, повышению эффективности и наведению надлежащего порядка в осуществлении производственно-транспортной деятельности. При этом, считаю, необходимо создать при Правительстве республики межведомственный координационный совет по развитию производственно-инфраструктурного комплекса а также рассмотреть возможность организации уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам инфраструктурного развития Дагестана, который будет управлять выделенным бюджетом и осуществлять финансовый контроль. Для этого, считаю, возможны такие каналы финансирования, как: налоговые поступления из соответствующих бюджетов (в конечном счете — от налогоплательщиков); увеличение государственного долга; сборы с пользователей услугами дорожно-транспортной инфраструктуры.
Повысить связанность территории региона за счет современных инфраструктуры и коммуникации — достижение этой цели должно стать ключевым ориентиром устойчивого функционирования производственной инфраструктуры. Важно при анализе проблем развития предприятий производственно-логистической инфраструктуры сделать акцент на то, чтобы она работала прежде всего на внутрирегиональные, внутридагестанские нужды. А еще разработать комплексную программу развития производственной инфраструктуры на 2019-2025 годы и на период до 2050 г. с учетом особенностей всех республик СКФО. В частности, включить их в обустройство инфраструктурного коридора «Север-Юг» для развития международного транзита и экспортных перевозок продукции, где ключевыми субъектами станут Дагестан и Астраханская область; формирование с учетом современных реалий производственной инфраструктуры курортно-рекреационной зоны (в первую очередь речь идет о качестве транспортно-логистических узлов Северо-Кавказской федеральной дорожной сети); создание дорожных фондов на муниципальном уровне решения проблемы внутриреспубликанских дорог. Это будет определенная новация.
Считаю, что решение этих и ряда других актуальных вопросов позволит республике подняться на новый уровень развития и сделать производственную инфраструктуру ведущей отраслью в экономике Дагестана. Приоритетными должны стать внутригородские и внутрипоселковые дороги – у нас сотни малых населенных пунктов имеют сложности с круглогодичным доступом к автотрассам, а перспективный прогноз развития отрасли выходит за географические границы приграничного региона. В частности, появление современной дорожно-транспортной сети позволит сделать реальностью идею доступности главных курортов Юга России – Кавминвод, Домбая, Приэльбрусья, Каспийского, Черноморского побережья и других, что позволит резко увеличить число туристов, а туристическую отрасль сделать одним из драйверов экономики республики.