Учимся «не брать»
Вызывала врача к пожилому человеку, инвалиду, который самостоятельно дойти до поликлиники не может. Пришёл хирург, сделал своё дело за 5 минут и ушёл. Быстро и качественно выполнил прямые обязанности. А у меня чувство вины и обеспокоенности: может, надо было ему дать денег?
Но за что? Как сказала одна моя знакомая, это его работа. Видимо, она, как и я, считает, что взяточничество мы плодим в таких масштабах сами, «благодарим» за то, что оплачивается государством. Тем не менее я до сих пор думаю о той нереализованной взятке, вернее, «благодарности» (эвфемизм, весьма распространённый в обществе), настолько крепко в сознании поселилось убеждение, что всем и за всё надо платить.
Коррупцию полностью не искоренить, тут не поспоришь. Это одна из сторон человеческой природы. Задача в том, чтобы минимизировать её масштабы. Сажать в тюрьму за взятку – не работает. Конфискация уже лучше. Не рубить же руки, всё-таки в цивилизованном мире живём. Думаю, самый действенный способ, помимо домашнего воспитания, конечно, это создать систему, в которой давать взятку невыгодно или… бесполезно.
Попробуем разобраться, как это можно реализовать в образовании – сфере, с которой сталкивается каждый.
Стало обыденным думать, что за нужную школу, оценки и даже просто благосклонность учителя (чтобы не гнобил, надо «отблагодарить»). Самое ужасное, что дети видят, как их родители носят «подарочки» и начинают думать: так и нужно, по-другому и быть не может. Может!
Республиканский многопрофильный лицей-интернат для одарённых детей имеет репутацию, которой дорожит. Здесь своя система приёма детей, успешно себя зарекомендовавшая. Альбина Выборовна Шутунова руководит лицеем с марта 2022 года. А начинала учителем и потому очень хорошо знакома с психологией родителей. И говорит, что очень интересно смотреть на их реакцию, когда они убеждаются в том, что за поступление в лицей платить не придётся.
«У нас нет недостатка в желающих поступить. Тем не менее мы ищем способных детей по муниципалитетам, сами ищем – по результатам олимпиад, других образовательных соревнований. Я заинтересована в контингенте детей, мотивированных на учёбу. И с каждым годом их становится больше – более креативно мыслящих, хорошо ориентирующихся в цифровой среде. Иногда нам приходится адресно работать с родителями из отдалённых районов, чтобы они отпустили своих детей учиться в Махачкалу, в наш в лицей-интернат, и таким образом дать им возможность проявить себя и реализовать свои способности и таланты», – делится Альбина Шутунова.
В лицее нет поборов на охрану, мытьё полов, ремонт и тому подобное, и это шок для родителей. Распределение по классам с разными литерами строго равномерно по результатам вступительных олимпиад по математике и русскому языку. Большая часть коллектива – учителя высшей категории, имеют звания, награды. Но родители готовы платить за то, чтобы попасть в классы с начальными литерами, считая, что там и учителя лучше, и дети сильнее. Стереотипы живут, сознание людей поражено.
Когда в Дагестане появилось новое высшее учебное заведение – Институт народного хозяйства, или Нархоз, как мы привыкли говорить, – поначалу отношение к нему было несколько настороженное. Уж слишком отличались от других вузов в нём негласные, да и официальные правила.
Идея образовательного пространства, чистого от коррупции, была основополагающей с самого зарождения института. Гамид Ахмедович Бучаев, инициатор создания новой высшей образовательной организации, уделял огромное внимание антикоррупционной политике, с каждым годом в Институте народного хозяйства, а потом и в университете совершенствовалась методика борьбы с коррупцией.
Что помогло сделать почти невозможное – развеять миф о непобедимости коррупции, рассказывают в научно-методическом центре по вопросам противодействия коррупции, созданного на базе ДГУНХ совместно с Администрацией Главы и Правительства Республики Дагестан.
Дело в том, что в вузе действует балльно-рейтинговая система. Каждый студент за все свои учебные результаты (посещение лекции, ведение тетради и прочее) получает баллы. В конце семестра 90 % студентов на основе данных такой накопительной системы могут автоматом получить зачёт и экзаменационную оценку. Даже если сюда придёт преподаватель, который раньше где-то и грешил поборами, сама вузовская система не позволит ему создать коррупционные связи.
С самого начала первый ректор вуза ввёл правило: если шли какие-то разговоры, перешёптывания о том, что один из преподавателей берёт взятки, с ним моментально прощались. Ну, а если студент был замечен в попытках проплатить свой зачёт или экзамен, он отчислялся без права на восстановление.
Сейчас это правило, можно сказать, устарело, поскольку в университете уже никому и в голову не придёт завести подобные отношения между студентом и преподавателем.
Есть комиссия по противодействию коррупции, установлены ящики, где каждый может анонимно оставить информацию.
«Можно сказать, что коррупцию мы практически искоренили, но не расслабляемся, это должен быть постоянный процесс. Люди несовершенны, и прочный результат возможен только благодаря непрерывной антикоррупционной работе. Ректор, проректоры в любое время доступны для студентов, двери наших деканатов всегда открыты в прямом смысле. Рабочие места сотрудников – в больших общих помещениях. И это тоже одна из антикоррупционных мер – каждый знает, кто чем дышит», – отмечает наш собеседник.
Центр – организатор ежегодной научно-практической конференции по актуальным вопросам противодействия коррупции. Очередная конференция, подготовленная совместно с Управлением Главы РД по противодействию коррупции, состоится 8 декабря. Раз в году центр проводит социологическое исследование для оценки уровня коррупции в Дагестане и эффективности принимаемых антикоррупционных мер на основании методики, утверждённой Правительством Российской Федерации. Ещё один вид его деятельности – консультации для органов власти и органов местного самоуправления.
Благодаря эффективной антикоррупционной работе руководства ДГУНХ здесь комфортно всем: и профессорско-преподавательскому составу, и студентам. И думается, университет, будет держать эту планку и в дальнейшем, делая самую трудную работу – меняя сознание молодых людей, уча их честности и открытости. Прозрачная система – залог будущего без коррупции.