«Удалёнка»: поправки в законе,
Вместе с вероятностью продления удаленного режима работы, рисков второй волны эпидемии коронавируса и как следствие - сохранения режима дистанционного обучения в вузах и школах в следующем учебном году растёт и число публикаций в СМИ о возможных решениях данного вопроса. А что думают по этому поводу в Дагестане?
Высказываний по поводу неудобств от этой вынужденной меры достаточно, но всё же большинство согласно, что в нынешней чрезвычайной ситуации «удаленке» практически нет альтернативы. Однако остается открытым вопрос компенсации расходов за Интернет, электричество и связь сотрудникам, работающим на дому.
В настоящем Трудовой кодекс, пунктов которого придерживаются работодатели, подобных компенсаций не предусматривает, а значит, не позволяет работодателям на законных основаниях компенсировать труд на «удаленке». Законодатели эти упущения решили устранить и принять к рассмотрению законодательные инициативы.
Изначально проект поправок в Трудовой кодекс о временной удаленной работе, разработанный Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР), был предложен на рассмотрение в Российскую трёхстороннюю комиссию (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений. Предложено возмещать работникам дополнительные расходы, например, на электроэнергию, Интернет, телефонную связь, компьютерные программы. В среднем эта сумма оценивается около 3 тыс. рублей. Однако это не всё.
К примеру, в Общероссийском народном фронте (ОНФ) предложили внести в кодекс понятие «неполной дистанционной занятости». Таким образом, совмещение работы в офисе и удаленно и позволило бы узаконить этот порядок без подписания дополнительных бумаг. Депутаты «Единой России» обратили внимание на длительность рабочего дня на «удаленке». Они предложили отдельно прописать, что удаленный рабочий день не может превышать восьми часов.
В небольшом экспресс-опросе нашей газеты, в котором мы попросили прокомментировать ситуацию с удаленной работой, этот пункт оказался важнее пункта компенсаций за расходы на Интернет.
В частности, в Дагестанском государственном медицинском университете считают, что режим дистанционного образования существенно увеличил часы трудового дня. На практике времени на контакты в режиме «удаленки» требуется гораздо больше обычного. Не всегда интернет-соединение бывает хорошее и позволяет вести занятия. Происходят частые отключения электричества. Сервер часто зависает. Не у всех студентов, проживающих в отдаленных от столицы населенных пунктах, есть скоростной Интернет. Вот на устранение и решение проблем коммуникации уходит уйма времени, сообщили в вузе.
Что касается качества дистанционного образования, в ДГМУ подчеркнули, что очевидным недостатком «удаленки» является невозможность проведения практических занятий. В случае с медицинскими работниками можно было сделать и исключение, ведь это будущие врачи. Обучение соблюдению правил гигиены и прочие моменты безопасности для врача — первооснова, и потому если теорию можно осваивать онлайн, то практические занятия лучше проводить в обычном режиме. Ну и от компенсаций расходов на «удаленку» в вузе никто бы не отказался. Вопрос этот поднимался на уровне профсоюзов, однако решения пока не получил.
По поводу возможностей качественного обучения онлайн в университете прокомментировали: дистанционное обучение не для клинических кафедр. Практические навыки таким образом невозможно дать студентам, только теорию. По поводу же компенсаций заметили: зарплату платят — уже хорошо.
Что примечательно, против «удаленки» высказались не только медики, но и гуманитарии. Так, к примеру, в Дагестанском государственном университете категорически против дистанционного обучения: преподавать литературу по этой системе совершенно неудобно: нужны доска, материал для демонстрации и, наконец, живой контакт и реакция студентов. А сегодня вместо всего этого экран монитора компьютера, что очень неудобно. Также важен контроль во время аттестации знаний студента, экзаменов: может, кто списывает, в смартфоне сидит, а преподаватели не могут проконтролировать. На компенсацию в вузе не рассчитывают, констатируя факт снижения размера зарплаты, т.к. в результате «удаленки» зарплатные доходы упали также у других преподавателей.
Теперь эти вопросы на контроле Госдумы РФ. Как ранее сообщало информационное агентство ТАСС, депутаты также намерены уточнить, что заработная плата сотрудника, который выполняет те же трудовые функции, но удаленно, должна быть сохранена в полном объеме. Кроме того, законопроектом предлагается урегулировать продолжительность рабочего дня для удаленной работы.
«Сотрудники, работающие непосредственно в офисах или на производстве, — отмечает первый заместитель главы фракции «Единой России» в Госдуме Адрей Исаев, — защищены в большей степени, так как у них нормированный рабочий день и им положены дополнительные выплаты за сверхурочный труд. А когда человек работает из дома, многие работодатели считают вправе давать ему поручения в любое время дня и ночи. Поэтому мы готовим изменения в Трудовой кодекс о праве работников, работающих на дому, быть офлайн, отключаться; о времени, в которое работодатель не имеет права беспокоить работника. Привлечение за пределами установленного рабочего времени при дистанционной работе должно также дополнительно оплачиваться, как сверхурочный труд».
Ждем принятия поправок.