— Основными направлениями деятельности Управления ФАС по Республике Дагестан, — сказал Курбан Кубасаев, — является контроль над соблюдением федеральных законов «О защите конкуренции», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «О рекламе», «О естественных монополиях». Для выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства и восстановления нарушенных прав УФАС России по РД проводит проверки, рассматривает жалобы, возбуждает административные дела, выносит предписания, обращается с исками в суды.
Практика и опыт работы УФАС по Дагестану показывают, что наиболее частыми и злостными нарушителями Закона «О защите конкуренции» становятся естественные монополии. Тревожным сигналом для всей правоохранительной системы является и рост количества нарушений Закона «О размещении заказов»… Причем нарушителями этого закона являются сами заказчики, федеральные, региональные и местные органы государственной власти.
Рост количества нарушений как отдельной статьи 10 Закона «О защите конкуренции», так и антимонопольного законодательства в целом, носит массовый характер. Эти нарушения являются следствием политики естественных монополий. Потерпевшими от действий монополистов становятся одновременно множество лиц, целые социальные группы, абоненты, потребители и т.д.
Наиболее характерными нарушениями статьи 10 Закона К.Кубасаев назвал: создание препятствий к доступу на рынок, навязывание невыгодных условий, необоснованный отказ от заключения договора, сокращение или прекращение производства товара и нарушение порядка ценообразования, установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар.
Руководитель управления привел ряд наглядных фактов злоупотребления доминирующим положением на рынке. Так, было возбуждено дело в отношении филиала ОАО «МРСК СК» — «Дагэнерго», ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» которые допустили два нарушения: отключили потребителям ОАО Завод «Дагдизель» и МУП «Водоканал» электроэнергию и препятствовали их переходу к другому поставщику.
Кроме того, частые нарушения статьи 15 Закона, согласно которому федеральным региональным, местным органам власти, а также внебюджетным фондам и Центральному банку РФ запрещается совершать действия (бездействия), ограничивающие, не допускающие или устраняющие конкуренцию. По данной статье, отметил Кубасаев, было выявлено 16 нарушений против 33 в 2007 году, а количество возбужденных дел составило 16.
Далее К.Кубасаев подчеркнул, что снижение числа нарушений по статье 15 является результатом активизации деятельности Управления, в частности по применению специалистами управления новых положений антимонопольного законодательства.
Если говорить о последствиях нарушения этой статьи, то в 2008 году больше всех пострадали участники рынка поставок сжиженного углеводородного газа, рынка транспортных услуг и, соответственно, большое количество граждан, которые пользуются сжиженным газом и транспортными услугами.
В мае прошлого года сотрудники управления проверяли ООО «Даг-С-газ», которое занимает доминирующее положение на рынке поставок сжиженного углеводородного газа. По итогам проверки оказалось, что ООО «Даг-С-газ» не заключает договоры с администрациями районов и городов на поставку газа для населения. Тем самым общество снимает с себя ответственность за нарушения и само решает, кому и в каком объеме поставлять газ. По итогам проверки Управлением ООО «Даг-С-газ» было предписано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства в размере более 6,98 млн. рублей, а также в полном объеме поставлять газ населению в соответствии с заключенными договорами и графиками поставок.
Кроме того, управление направило в прокуратуру республики материалы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства РФ, а в Управление Ростехнадзора по Дагестану – для отзыва у ООО «Даг-С-газ» лицензии.
В отчетном периоде повторно допустили нарушения антимонопольного законодательства естественные монополии: ОАО «МРСК СК» — филиал «Дагэнерго», ОАО «Авиалинии Дагестана».
В соответствии со статьями 27–33 Закона «О защите конкуренции» УФАС России по Дагестану осуществляет государственный контроль процессов перераспределения прав собственности, экономической концентрации при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций. Так, в отчетном году выявлены следующие основные тенденции: общее количество ходатайств и уведомлений, рассмотренных Дагестанским УФАС России, по сравнению с 2007 годом, увеличилось на 30,8 процента и составило 17.
В истекшем году наибольшее количество сделок наблюдалось в таких сферах деятельности, как: газ, электро- тепло-энергетика, пищевая промышленность, связь, строительный комплекс. Анализ их деятельности показывает, что концентрация меняется, но не приводит к ограничению конкуренции на рынках, за исключением рынков газоснабжения и электро- и теплоэнергетики. Кроме того, большинство сделок происходило между участниками одной группы лиц, что не влияло на рыночную концентрацию. С участием иностранного инвестора ходатайства и уведомления Управлением не рассмотрены. В последние годы наблюдается уменьшение количества ходатайств и уведомлений вследствие изменения антимонопольного законодательства. Кроме того, Управление отмечает увеличение числа сделок в отраслях строительного комплекса, который по-прежнему остается привлекательной сферой для инвестиций.
Другим важным направлением в деятельности УФАС является пресечение нарушений положений Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Сравнительный анализ показывает рост количества жалоб участников размещения заказа, поступающих в УФАС по Республике Дагестан. Так, в 2007 году поступило 52 жалобы, а в 2008 году 86, из них 27 жалоб признаны обоснованными. На заказчиков федерального уровня поступило 16 жалоб, регионального уровня — 25, муниципальных заказчиков — 45.
По соблюдению законодательства о размещении заказов в 2008 году проведено 4 плановые и 40 внеплановых проверок. Существует проблема неопределенности с проведением проверок правоохранительных органов и структур Министерства обороны. Нет нормативной базы по разграничению полномочий между контролирующими органами РФ, субъектов РФ и муниципальными органами по соблюдению законодательства о размещении заказов. Предлагаем внести изменения в КоАП РФ в части установления санкций и дифференциации административных наказаний за нарушения законодательства о размещении заказов.
По результатам выявленных административных правонарушений УФАС России по Дагестану возбуждено 243 дела, из них 108 – в сфере размещения государственного заказа. Выдано постановлений о наложении штрафов на общую сумму более 85,24 рублей, из них по нарушениям в сфере размещения государственного заказа – 2,3 млн. рублей.
За нарушения законодательства о рекламе Управлением было возбуждено 15(36) дел, по которым выданы предписания рекламодателям, а виновные лица привлечены к административной ответственности. С них взыскано штрафов на сумму 119 тыс. рублей.
В заключение руководитель УФАС привел судебную статистику. В 2008 году половина вынесенных решений и предписаний Дагестанского УФАС России в последующем были обжалованы в судебном порядке. Из общего числа рассмотренных судами дел по обжалованию решений (предписаний) Дагестанским УФАС России выиграно 7 дел. Остальные дела находятся в стадии судебного разбирательства. Среди основных проблем, которые связаны с рассмотрением дел, следует отметить непонимание судами специфики антимонопольного законодательства, нежелание вдаваться в детали, формальный подход работников суда к выяснению обстоятельств дела.
В заключение Курбан Кубасаев ответил на вопросы журналистов.