Уже к 1 апреля в ключевые проекты, включая транспортно-логистический сектор, было привлечено более 72 млрд рублей инвестиций. Особо стоит отметить, что 50,33 млрд рублей из них – это частные вложения, это яркое свидетельство растущего доверия инвесторов и уверенности в экономическом потенциале региона.
Напомним, данный «прорывной» проект объединяет восемь подпроектов, охватывающих все ключевые виды транспорта. Уже сегодня Международный аэропорт имени дважды Героя СССР Амет-Хана Султана в Махачкале становится эпицентром активного строительства: там полным ходом идут проектные работы и началось возведение нового терминала для внутренних авиалиний. Оценочная стоимость полной реконструкции аэродромной инфраструктуры около 13 млрд рублей, плановое завершение работ – к 2026 году. Параллельно реализуется масштабная программа развития всего аэровокзального комплекса, призванная значительно повысить пропускную способность и качество обслуживания пассажиров.
Продолжая демонстрировать «прорывные» результаты, железнодорожный транспорт у нас ныне укрепляет свои позиции: пригородное сообщение республики пополнено новыми электропоездами, будет приобретено еще два новых. На Кавказском инвестиционном форуме (КИФ-2025) предметно обсуждались вопросы реконструкции железнодорожных переездов, в частности в поселке Тюбе, для увеличения их пропускной способности. Всего до 2027 года запланирована модернизация 6 железнодорожных переездов.
В числе приоритетов также модернизация железнодорожного вокзала в Махачкале, предусматривающая реконструкцию пассажирских платформ и внедрение современных элементов доступной среды, включая пандусы и лифты.
Импульс «прорывных» инициатив распространяется и на автодорожную сеть: в нынешнем году реализуется внушительный объём работ на 41 объекте общей протяжённостью 212,2 км и с общим финансированием свыше 7,1 млрд рублей. Ключевыми элементами программы являются строительство стратегически важных объездов крупных городов, таких как обход Хасавюрта (четырёхполосная магистраль протяжённостью 21 км, предусматривающая возведение шести путепроводов, двух мостов и тоннеля), обход Дербента (строительство тоннеля под Дербентской стеной) и Северный обход Махачкалы (новая дорога длиной 31,1 км, которая свяжет трассу Р-215 «Астрахань – Махачкала» с новым направлением, существенно разгрузив городскую черту). Строительство обрезных дорог уже стартовало.
Министерство транспорта РФ подчёркивает, что эти масштабные обходы значительно повысят пропускную способность международного транспортного коридора «Север – Юг», одновременно решая актуальные социальные, экономические и геополитические задачи.
В рамках этого же «прорывного» проекта Махачкалинский морской торговый порт уже в текущем году реализует амбициозные планы по развитию. В числе приоритетов – строительство нового зернового терминала мощностью 1,5 млн тонн в год, а также капитальный ремонт и реконструкция действующих причалов.
Проект «Развитие транспортно-логистического кластера» активно трансформируется в ключевой элемент Международного транспортного коридора «Север – Юг». Эта инициатива приобретает всё более масштабное и стратегическое значение, подтверждая роль Дагестана как центрального транзитного региона на Евразийском континенте. Комплексное и синхронное развитие всех видов транспорта, задействованных в этом коридоре, остается безусловным приоритетом для обеспечения устойчивого экономического роста и укрепления позиций Российской Федерации в глобальной логистической системе.