В дома – свет, вода и тепло
Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения отмечает, что социальное партнерство в последние годы играет всё более значимую роль в регулировании социально-трудовых отношений, решении проблем экономического развития страны и роста благосостояния граждан.
Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений в жилищно-коммунальных хозяйствах осуществляется профсоюзными организациями всех уровней через систему трехсторонних комиссий на республиканском уровне и путём прямых коллективных переговоров с работодателями и администрациями муниципальных образований.
Заключение и реализация данных соглашений и коллективных договоров позволяют профсоюзу не только решать свои уставные задачи по защите и представительству прав работников, но и способствуют созданию необходимых условий для эффективной производственной деятельности организаций, решению вопросов комплексного развития и коренных преобразований в сфере жизнеобеспечения. Особенно это важно в нынешних сложных финансово-экономических и политических условиях, учитывая комплекс системных проблем, имеющихся в отрасли.
Наиболее сложная ситуация складывается в ЖКХ как в отрасли с регулируемым ценообразованием для жилищных организаций, где плата устанавливается на основе смет, утвержденных собственниками помещений в многоквартирных домах или органами местного самоуправления.
На сегодняшний день сфера ЖКХ продолжает оставаться одной из самых острых. Основными проблемами, не способствующими повышению качества предоставляемых услуг ЖКХ, являются большая изношенность основных фондов и инженерных систем, отсталые технологии, низкая эффективность, дефицит финансовых средств, массовое банкротство предприятий – производителей услуг, необоснованный рост тарифов. Особую обеспокоенность в отрасли вызывает ситуация с уровнем аварийности, которая имеет тенденцию к возрастанию.
Необходимо отметить, что в последнее время со стороны государства стало уделяться больше внимания вопросам развития ЖКХ, и профсоюз поддерживает весь комплекс мер, направленных на инфраструктурное развитие и модернизацию отрасли. Профсоюзы отрасли обращают внимание, что положительный эффект от выделения дополнительных финансовых средств и притока инвестиций в долгосрочной перспективе зависит прежде всего от эффективности дальнейшей эксплуатации, сохранения и развития жилищного фонда и питающей его инженерной инфраструктуры, того, что непосредственно связано с деятельностью организаций ЖКХ и повседневной жизнью наших работников.
При этом в отрасли отмечается высокий уровень кадрового голода. На предприятиях ЖКХ растет доля работников пенсионного и предпенсионного возраста, а текучесть кадров на многих из них превышает 30 %.
Все эти усилия не позволяют кардинально изменить ситуацию, так как основным мотивирующим фактором для привлечения и закрепления работников и специалистов на предприятиях ЖКХ является вопрос обеспечения достойного уровня заработной платы, способного выдержать конкуренцию с другими отраслями.
Коллективные переговоры ЦК профсоюза с объединениями работодателей позволили установить на общероссийском уровне минимальные тарифные ставки по оплате труда на уровне МРОТ, однако при этом уровень заработной платы в сфере жизнеобеспечения является крайне низким, что напрямую связано с дисциплиной выполнения отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне.
В частности, в коммунальном комплексе несовершенство системы государственного тарифного регулирования и правоприменительной практики и ее реализации, а также наличие ряда проблем трудового и отраслевого законодательства, в том числе в вопросах социального партнерства, не позволяют организациям устанавливать экономически обоснованные тарифы для обеспечения необходимой валовой выручки и достойной заработной платы работникам. Еще более печальная ситуация финансовой обеспеченности расходов на персонал в жилищной сфере.
Ключом к решению проблемы является обязательный учет основных правовых актов – соглашений и коллективных договоров в нормативно-правовом регулировании экономической деятельности организаций сферы жизнеобеспечения, а также усиление роли сторон социального партнерства. В этом контексте особое значение приобретает реализация отраслевой системы социального партнерства (ОССП) в ЖКХ как важнейшего механизма развития системы регулирования социально-трудовых и экономических отношений, потенциал которого на сегодняшний день недооценен.
Сейчас нельзя однозначно ответить на главные вопросы: когда отрасль обеспечит поставку качественных, доступных и безопасных жилищно-коммунальных услуг? когда выйдет на самоокупаемость и самофинансирование собственной экономической деятельности? когда работники сферы ЖКХ будут получать достойную заработную плату, сопоставимую с доходами работников других отраслей экономики.
Сегодня в системе ЖКХ республики работают около 14 500 человек (без сезонных рабочих), годовой оборот отрасли 3,9 млрд руб., среднемесячная заработная плата работников 22 280 рублей. В республике, где кругом реки и родники с чистой прозрачной водой, остро стоит вопрос водоснабжения населения.
Основными проблемами жилищно-коммунального хозяйства республики являются:
Первое – уровень износа основных фондов.
Средний уровень физического износа объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения по республике составляет 69 %, достигая в отдельных муниципальных образованиях 75–82 %.
Доля водопроводных сетей, нуждающихся в замене (ветхие), составляет 36,1 % (5036 км) от их общей протяженности, канализационных – 38,3 % (756 км), тепловых сетей – 33,7 % (201 км в 2-трубном исчислении), доля утечек воды – 2 % от общего объема поданной в сеть воды.
Уровень текущей оплаты потребителями за газ и за электроэнергию ниже показателей по стране. В этой серьезной ситуации с проблемами в жилищно-коммунальном хозяйстве, надо сказать, власти республики не сидят сложа руки.
Правительство республики четко контролирует проектирование и строительство «группового водовода Махачкала – Каспийск – Избербаш», «строительство водоводов Чиркей – Буйнакск», города Южно-Сухокумска; работает над водоснабжением г. Дербента из Кайтагского района.
Темпы роста износа основных фондов опережают темпы их реконструкции и замены. Только для прекращения дальнейшего роста уровня износа ежегодная потребность в замене трубопроводов в республике составляет не менее 5 %, при этом меняется в среднем до 2,5 %.
Второе – недостаток мощностей очистных сооружений водоснабжения и канализации.
Из-за дефицита мощностей и ветхого состояния очистных сооружений водоснабжения и канализации удельный вес воды, пропущенной через очистные сооружения, составляет 50 % от количества поданной в сеть воды, удельный вес сточных вод, поданных на очистку к общему объему сточных вод, – 44 %.
Отсутствуют очистные сооружения водоснабжения (ОСВ) почти во всех городах республики.
И третье – эксплуатация устаревшего неэффективного котельного оборудования.
В городах Дагестанские Огни и Кизилюрте износ котельного оборудования и тепловых сетей составляет 75–100 %. В котельных применяется оборудование устаревших модификаций с низким коэффициентом полезного действия 0,6–0,7.
Анализ результатов деятельности предприятий показывает, что уровень платежей за жилищно-коммунальные услуги в среднем снизился с 76 % за 2019 год до 64 % на 01.07.2022. Это привело к увеличению как дебиторской, так и кредиторской задолженности предприятий коммунального комплекса. Дебиторская задолженность предприятий ЖКХ за оказанные коммунальные услуги, в соответствии с данными статистического отчета «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций Республики Дагестан в условиях реформы» за 2022 год, составляет 1312,6 млн рублей.
Для решения таких грандиозных планов требуются высококвалифицированные кадры, способные решать организационные и технические задачи. Поэтому проблемы кадровой перезагрузки ЖКХ (система профессиональных стандартов, обучения и оценки квалификаций) приобретают на современном этапе реформ всё более важное значение.
Формирование современной кадровой политики в ЖКХ должно быть неразрывно связано с позитивными изменениями в системе оплаты труда в отрасли, а также мерами по обеспечению достойных условий работы. К сожалению, сегодня среднемесячная заработная плата в ЖКХ составляет менее 70 % от средней по стране, а текучесть кадров превышает на многих предприятиях 30–35 %. Поэтому подготовленные квалифицированные специалисты и рабочие в таких условиях долго не задерживаются в отрасли и находят лучшие условия труда и более высокую заработную плату в других отраслях производства и сферы обслуживания.
Следует также возродить практику предоставления работникам ведомственного жилья и общежитий, что способствовало бы их закреплению в организациях ЖКХ. Однако сейчас такая социальная гарантия в отрасли неоправданно упразднена.
Решение трудоемких задач в системе ЖКХ на предстоящие годы требует от Правительства республики, депутатского корпуса всех уровней, руководителей органов власти на местах высокой организованности и ответственности перед дагестанцами.
Что касается профсоюзных комитетов на предприятиях сферы ЖКХ, они есть и будут серьезной опорой и авангардом при выполнении вышеперечисленных грандиозных проектов по обеспечению населения республики бесперебойно водой, теплом и электроэнергией.