Модератор, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по госстроительству, местному самоуправлению и регламенту Валентин Семеняко, огласив процедурные вопросы, ознакомил членов комиссии с повесткой дня, содержащих множество законодательных вопросов, носящих принципиальное значение в области госстроительства и местного самоуправления, а также касающихся опыта стран, входящих в СНГ, задав таким образом рабочий ритм.
О проекте закона «О статусе столиц, городов государственного значения и центров регионов государства» рассказала доцент кафедры конституционного и административного права Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ Ирина Алехина. Она отметила, что положения документа предусматривают правовой, территориальный, социально-экономический, финансовый и организационный статус столицы государства, городов государственного значения и центров регионов государства. Подчеркивалось, что в законодательстве практически каждого государства-участника СНГ можно найти что-то особенное, отсутствующее в законодательстве других стран. И предпринята попытка учесть разнообразие при разработке документа. В связи с этим документ предусматривает гибкое и адаптивное правовое регулирование, позволяющее учитывать требования национального законодательство.
Так, представленный проект содержит обобщенные модели, допускающие вариативность, учтены особенности и федеративного, и унитарных государств с учетом особенностей административно-территориального устройства в государствах-участниках Содружества. А также сформулированы положения, определяющие ориентиры законодательного регулирования статуса столицы, городов государственного значения и центров регионов государства.
Подобный подход, по мнению эксперта, поможет национальному законодателю выбрать наиболее подходящий вариант. Например, в представленном проекте учтены предложения Республики Казахстан и замечания в части применения таких терминов и правовых категорий, как «местный», и «муниципальный» и образованные на их основе слова и словосочетания. Наибольший интерес вызвал проект закона « О креативных (творческих) индустриях». Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Александр Савин отметил, что в основу проекта легло исследование законодательных актов, иных нормативно-правовых документов, специальных правил, принимаемых государственными органами власти и органами местного самоуправления на территории государств- участников СНГ и других стран в связи с необходимостью развития креативных (творческих) индустрий. Приводилось в пример, что в мире нет единого общепринятого определения понятия креативных индустрий. И модель предполагается использовать в законотворческой деятельности для сближения законодательства государств- участников СНГ, оказания помощи по введению основ правового регулирования организации и развития креативных (творческих) индустрий как базового сектора креативной экономики.
В этом смысле многочисленные факты свидетельствуют о значительном потенциале национальных креативных индустрий в государствах –участниках СНГ, в развитии которых существенную роль играет молодежь. Сделанные выводы однозначно свидетельствуют о том, что тема креативных творческих индустрий и их поддержка в рамках национальных мероприятий комплексного социально-экономического, инновационного развития государств-участников СНГ является сегодня высоко актуальной и востребованной. Это стремительно растущий сектор экономики, основанный на капитализации интеллектуальной собственности и обеспечивающий значимый вклад в мировую экономику, причем в некоторых странах он показывает среднегодовой рост в 15%, что существенно превышает средние темпы мировой экономики. И эта модель должна быть применима для всех государств-участников СНГ.
Важным законодатели посчитали рассмотреть проект рекомендаций органам местного самоуправления по осуществлению приграничного сотрудничества. Председатель Экспертного совета Союза российских городов Александра Игнатьева отметила, что документ доработан в соответствии с поступившими замечаниями и предложениями. В частности, они касаются смыслового разделения приграничного и межрегионального сотрудничества с указанием на более общую природу межрегионального сотрудничества по сравнению с его частным случаем в виде приграничного сотрудничества, поскольку не каждый пример межрегионального сотрудничества является вариантом приграничного сотрудничества. Исключены ссылки на документы о сотрудничестве между приграничными регионами государств, которые при этом юридически не обладают статусом приграничных из анализа национального законодательства государств- участников СНГ правоприменительной практики и норм международного права в сфере приграничного сотрудничества. Подчеркивалось, что раздел анализа национальных законодательств государств- участников СНГ отредактирован с целью приведения его пунктов к единообразной структуре. В целом усовершенствована юридическая техника проекта Документа.
Законодатели также рассмотрели ряд важных проектов, в частности, об особенностях межсекторного взаимодействия на местном (муниципальном) уровне; О практике создания органами местного самоуправления условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культур народов, проживающих на территории муниципального образования.