Самозанятости надо научить
Бизнес в Дагестане терпит убытки на фоне общероссийского роста доходов. К такому мнению пришли аналитики службы международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Бизнес в России получил рекордную за 2,5 года прибыль от продаж, однако Дагестан оказался в списке аутсайдеров по росту доходов бизнеса. Согласно опубликованным данным, убытки составили 1,5 %. Данные охватывают первое полугодие 2021 года. Второе полугодие также может оказаться неутешительным.
По крайней мере, судя по утверждению уполномоченного по защите прав предпринимателей в республике Мурада Далгатова, в настоящем большие трудности испытывают предприятия общественного питания. И вообще вся сфера услуг, которая в значительной степени занимает малый бизнес.
По его мнению, наиболее уязвимой сферой в результате ввода системы QR-кодов, действующей в Дагестане с 28 октября, оказалась сфера услуг. После её введения доходы предприятий общественного питания упали почти наполовину. Наибольший урон от вынужденных ограничений, вводимых для борьбы с коронавирусом, терпит вся сфера услуг, – отмечает бизнес-омбудсмен.
«Точных данных по потерям бизнеса в регионе пока нет, – говорит М. Далгатов, – но за неполный месяц действия в Дагестане системы QR-кодов доходы кафе и ресторанов упали на 45 %. Это данные, которые даёт нам сам бизнес, только от предпринимателей мы можем их получить. По другим направлениям сферы услуг нет точных цифр, но предприниматели тоже жалуются на снижение спроса», – отметил он.
Драматичная ситуация и в сфере индустрии красоты. Как отмечает президент Ассоциации предпринимателей индустрии красоты РД Амрина Абдурахманова, клиентов в салонах стало заметно меньше. «Требования наличия сертификата о вакцинации от коронавируса COVID-19 я считаю необходимым и поддерживаю главу региона в этом решении. Мы в образовательном центре сферы индустрии красоты, конечно, требуем от учениц QR-код и даже организовали пункт вакцинации для парикмахеров. В результате бьюти-индустрия пострадала. Введение обязательной вакцинации привело к бурному развитию частной практики мастеров. Многие из них ушли в «тень» и увели клиентов салонов красоты, работающих официально. Но в этом есть и свои плюсы, – отмечает Амрина Абдурахманова. – Многие мастера, становясь частниками, со временем переходят в самозанятые и платят налоги. И это хорошо».
Малый бизнес в Дагестане мельчает. По всей видимости, массовое сокращение в республике количества ИП, отмеченное в частности изданием Forbes, связано с переходом людей в статус самозанятых. Значительные послабления налогового режима для самозанятых, реальное падение спроса на услуги и товары, жёсткая конкуренция, к примеру в сфере торговли предпринимателей с интернет-магазинами и супермаркетами, сделали своё дело. Всего в республике сейчас зарегистрировано порядка 24 тысяч самозанятых. Однако тут не всё так гладко. За год и 10 месяцев действия в республике нового налогового режима для самозанятых было начислено налогов 30,1 млн рублей, а вот в бюджет поступило всего лишь 24,2 млн рублей. Самозанятые дагестанцы, по сведениям информационного ресурса «Налог на профессиональный доход», недоплатили более 7 млн рублей налогов. Другой факт в том, что безработные – основной базовый контингент людей, для кого, собственно, и предназначен режим самозанятости, – приобретать этот статус вовсе не спешат.
По крайней мере к этому выводу приводят статистические выкладки Министерства труда Дагестана, отчитавшегося в СМИ недавно о ситуации на рынке занятости. Примечательно, что в сообщении ведомства в перечне «трудоустроенных» пункт «самозанятых» вообще отсутствует.
«В частности, отмечается в сообщении, по состоянию на 27 октября 2021 года органами государственной службы занятости населения республики содействие в трудоустройстве оказано более 42 тыс. человек, из них:
1,3 тыс. человек – безработные граждане, испытывающие трудности в поиске работы, и безработные граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые;
11,0 тыс. человек – подростки, работающие в свободное от учёбы время;
11,8 тыс. человек направлены на оплачиваемые общественные работы и др., а также более 3,3 тыс. человек трудоустроены за пределами республики.
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по специальностям, востребованным на рынке труда, получили 703 безработных гражданина.
В результате работы по взаимодействию с работодателями в рамках проведённых ярмарок вакансий и учебных рабочих мест обеспечена занятость более 2,9 тыс. человек».
Почему безработные массово не идут в самозанятые? Вопрос к эксперту в этой области Марине Джамбулатовой:
«Для развития легальной самозанятости необходимы эффективные и правильные методы и решения: программы развития, меры поддержки, обучающие программы, – подчёркивает она. – Необходимо выстроенное взаимодействие с институтами развития самозанятости. А у нас в регионе пока с этим очень слабо. К примеру, безработным, которые решили стать самозанятыми, что необходимо? Прежде всего профессиональная ориентация, обучение основам функционирования в этом статусе. Нужно наставничество при старте, консультации по возникающим вопросам и, конечно, они нуждаются в сообществах. Не нужно упрекать государственных служащих, которые по разным причинам не справляются с должной организацией всего этого. Они ведь не в бизнесе. Нужно вовлекать тех, кто и так взаимодействует с потенциальными самозанятыми. Нужны меры стимулирования для их работы по пропаганде с организацией легальной самозанятости. Первые в этом списке – частные негосударственные образовательные учреждения (ЧНОУ) и кадровые центры, специалисты которых вполне могут проводить консультации, обучение
и т. п. для безработных, потенциальных самозанятых».